развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, развивающие занятия для обучения чтению и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Видео-лекции о воспитании детей

Свидетельство о публикации

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



Вернуться назад на страницу 1      На страницу 2     страница 3

Игры с буквами для дошколят 3.

Автор методической разработки:
Морева Наталья Сергеевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МА ДОУ ЦРР детский сад №24 г. Ишима Тюменской обл.
Связаться с Моревой Натальей Сергеевной: mns969@mail.ru

Рыбалка
Цель:
запоминать буквы, развивать координацию движений.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: изображения рыбок (из лото или из детских журналов/силуэты, вырезанные из бумаги), скрепки, цветные карандаши или фломастеры, веревочка (длиной 30 см), магнит, линейка (длиной 20-30 см), скотч, обруч (синий платок/синий коврик/голубое одеяло), ведерко.
Как играть?
Перед началом игры необходимо изготовить удочку и "улов". Чтобы сделать удочку, к линейке привяжите веревочку, а на конец веревочки прикрепите магнитик (можно привязать его или приклеить скотчем). На рыбках напишите буквы, которые в настоящее время ваш ребенок запоминает. К каждой рыбке прикрепите "на нос" скрепку.
На пол положите обруч - это будет "озеро". Вместо обруча можете использовать большой платок, одеяло, коврик, синего или голубого цвета. "Запустите" рыбок в озеро - сложите всех рыбок в обруч. Теперь ваш ребенок, как "настоящий рыбак", может ловить рыбу в озере. Главное правило игры: только та рыбка считается пойманной, "название" которой (букву, прикрепленную на ней) ребенок сможет узнать. Весь улов рыбака складывается в ведерко.
Обратите внимание! Перед началом игры решите для себя, как для вашего ребенка полезнее перевернуть рыбок в озере - буквами вверх или буквами вниз. Если ребенок будет видеть, какие буквы написаны на рыбках, то, возможно, он специально не будет "ловить" рыбок с малознакомыми ему буквами. С другой стороны, если рыбки перевернуты буквами вверх, вы сможете сами говорить ребенку, какую рыбку ему поймать. В таком варианте игры ребенку нужно будет вспомнить, как выглядит названная вами буква, и после того как малыш поймает соответствующую рыбку, он только повторит название буквы, написанной на рыбке.

Буквы на спине
Цель: запоминать буквы, развивать внимание.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: для этой игры реквизит не нужен.
Как играть?
Поиграйте с ребенком в загадки. Просто "напишите" на спине ребенка своим указательным пальцем или тупым концом карандаша известную ему букву. Спросите, какую букву вы написали. Предложите ребенку написать букву у вас на спине, а вы отгадайте. Загадывайте буквы по очереди.
Таким образом полезно запоминать буквы, которые ребенок не может по каким-либо причинам твердо выучить.
Вариант:
Вы пишете у ребенка на спине, а он одновременно пишет эту же букву мелом на доске или фломастером на бумаге.

Зеркальные буквы
Цель: запоминать буквы, тренировать внимание и наблюдательность.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: картон, ножницы, карандаш/фломастер/ручка.
Как играть?
Подготовьте карточки одинакового размера (примерно 8х12 см) из расчета по 2 штуки на изученные ребенком буквы. На каждой карточке напишите по 1 букве. Буквы должны быть написаны в правильном и зеркальном ("задом наперед") изображении.

Учим буквы играя

Выложите перед ребенком пару карточек с изображением одной и той же буквы. Предложите выбрать правильную букву. Организуйте самостоятельную проверку выполнения задания ребенком: дайте ему возможность сравнить выбранную букву с буквами из "Азбуки" или "Букваря". Обязательно спрашивайте, как называется буква.
Упражнение поможет в дальнейшем избежать ошибок в написании букв.

Буква в окошке
Цель: запоминать буквы, учиться различать похожие по написанию буквы, тренировать внимание.
Возраст: с 4-5 лет.
Что вам понадобится: белый и цветной картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Как играть?
Подготовьте карточки из цветного и белого картона одинакового размера, приблизительно 13х18 см. Цветных карточек может пригодиться 3-5 штук, а количество белых карточек определите, исходя из количества заучиваемых букв. На карточках из белого картона напишите фломастерами крупные буквы. В карточках из цветного картона вырежьте "окошки" разной формы (круглые, квадратные, треугольные, овальные, прямоугольные): в каждой карточке по одному окошку. Окошки желательно вырезать не посередине карточки, а смещая их немного вверх или вниз.

Игры для запоминания букв

Спрячьте за карточкой с окошком карточку с буквой. Постарайтесь сделать это так, чтобы ребенок не увидел букву раньше времени. Покажите ребенку окошко с буквой. Попросите его узнать и назвать букву в окошке (по фрагменту).
Обратите внимание! Одну и ту же букву можно загадывать многократно, чередуя карточки с окошками или изменяя предъявляемый фрагмент в окошке (это легко сделать, переворачивая карточку с окошком "вверх ногами").
Игра поможет хорошо запомнить графические образы букв, не путать буквы при дальнейшем обучении чтению.

Буквоед
Цель: запоминать графические образы букв, учиться узнавать одинаковые элементы букв, учиться узнавать разные элементы букв.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: бумага (альбом, блокнот, тетрадь, листы), цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Напишите "испорченные" буквы (недописанные, с отсутствующими деталями). Расскажите ребенку, что эти буквы испортил вредный Буквоед и попросите ребенка восстановить (дописать/починить) их. Обязательно спрашивайте, какая буква получилась.

Игры с буквами

Вы можете написать один из часто встречающихся элементов букв (вертикальную линию, горизонтальную линию, наклонную линию, круг, полукруг) и просить ребенка назвать все буквы, которые содержат этот элемент, если вариантов ответов несколько.
Например, правый полукруг встречается в буквах 3, Ф, Ы, В, Р, Э, Б, Ь, Ъ, левый полукруг есть в буквах Ф и Я, наклонная линия - составляющая букв И, Й, У, К, X, Ж, М, горизонтальная линия присутствует в буквах А, П, Н, Т, Г, Б, Э, Е, Ю, Ш, Щ, Ц, Д.
Такое упражнение развивает зрительное внимание, предупреждает ошибочное называние букв при чтении и неправильное написание букв при печатании. Предупредить эти ошибки очень важно, т. к. весь период дошкольного детства ваш ребенок будет писать именно с помощью печатных букв. Освоение "письменных" букв малыш начнет только в первом классе.
Варианты:
Попробуйте "загадать" буквы, в которых есть 2 одинаковых элемента. Например, две вертикальные линии. Такие линии - составляющие части букв Н, И, Й, Ы, М, П, Ц, Ш, Щ. Любая из перечисленных букв будет правильным ответом на загадку.
Можно проводить эту игру и на улице: писать буквы палочкой на песке или мелом на асфальте. Зимой протаптывайте буквы на снегу или пишите по снегу лопаткой.

Поиск по сайту

Реклама



Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

Найди и зачеркни
Цель: запоминать буквы, учиться различать похожие по написанию буквы, тренировать внимание.
Возраст: с 4-5 лет.
Что вам понадобится: любой текст с крупным шрифтом (старая детская книжка, возможно, "Букварь" или "Азбука", рекламные листовки из почтового ящика), карандаш/фломастер/ручка.
Как играть?
Для первой игры выберите текст с небольшим количеством крупных букв одинакового шрифта и размера. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и зачеркивать заданную букву, лучше ту, которую сейчас с ним заучиваете. Учите ребенка просматривать все буквы по порядку, не пропускать строчки. В другой раз букву можно обводить в кружочек, ставить под ней или над ней точку и т. п.
При успешном выполнении подобных заданий усложните инструкцию, предложите одновременно искать и зачеркивать (подчеркивать/обводить в кружок) 2 разные буквы.
Следующий уровень сложности - находить 2 разные буквы и обозначать из разными способами, например: подчеркнуть 0, зачеркнуть А. При выполнении заданий в таком варианте сначала предлагайте искать буквы, очевидно отличающие друг от друга, например М и Т, Л и Ы, Я и Н, А и Е, Ф и Ш. Затем, когда ребенок научится чередовать разные способы отметки искомых букв, предлагайте буквы, в написании которых есть схожие элементы, например Н и И, П и Н, В и Р, Б и Ы, Щ и Ц, С и О, Ж и К, Г и Т.
Со временем можно заменить текст для поиска с буквами одинакового размера и шрифта на текст или набор букв разного шрифта и размера. Для работы на таком уровне очень подходят рекламные листовки или объявления в газетах - там представлены буквы не только разного шрифта и размера, но и разного цвета. Еще один удобный вариант для подготовки таких заданий - печатание их на компьютере с использованием различных стилей и разных размеров букв.
Для усложнения условий игры можно ограничить время работы над заданием, например, работать 1 минуту. После того как время истекло, следует сосчитать количество букв, которые ребенок сумел просмотреть. От раза к разу количество просмотренных за 1 минуту букв будет увеличиваться, что станет ощутимым показателем успешности ребенка.
Интерес к данному упражнению сохраняется у детей очень долго. Поэтому вы можете вернуться к игре даже тогда, когда ребенок уже хорошо читает. В этом случае главной задачей станет тренировка внимания, сосредоточенности, умения выполнять инструкции.
Вариант:
Поработайте над одним из таких заданий сами, специально допустите ошибки, предложите ребенку исполнить роль учителя и проверить правильность выполнения задания.

Буква растет
Цель: запоминать буквы, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 4-5 лет.
Что вам понадобится: бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Подготовьте полоски бумаги размером примерно 5x20 см. Положите полоску горизонтально. С левой стороны на полоске бумаги "посадите" (напишите) маленькую буковку, например А. Затем пишите букву А, постепенно увеличивая ее размер, до конца листа. Последняя буква должна быть написана во всю ширину листа. Расскажите ребенку, что так "буква растет". Предложите ему самому "вырастить" какую-нибудь букву.
Если ребенок не может увеличивать размер буквы постепенно, сбивается на меньший размер, помогайте ему устными инструкциями: "А следующая буква чуть-чуть повыше", "Теперь еще чуть выше", "Снова буква повыше..."
Есть еще один способ помощи в случае затруднений при выполнении задания. "Превратите" ребенка в букву, попросите показать, как буква растет - сначала ребенок стоит на корточках, опустив голову вниз, потом поднимает голову, постепенно встает, затем медленно поднимает руки вверх, в конце встает на цыпочки.
Упражнение прекрасно развивает мелкую моторику, формирует умение следовать инструкции.
Варианты:
Можно изменить условия задания: писать, уменьшая размер буквы. Тогда нужно в левом углу полоски написать букву максимального размера - во всю ширину листа.
Попробуйте составлять из букв "горки". Сначала постепенно увеличивайте размер буквы, доходя до максимального примерно в середине полоски, а затем постепенно уменьшайте размер, возвращаясь к исходному размеру буквы в самом конце строки. Или наоборот - начинайте писать с самой большой буквы, постепенно уменьшайте размер, доведя его до минимального к середине листа, а затем постепенно увеличивайте размер буквы, доводя его до исходного к концу строки.

Буквенное лотo
Цель: запоминать буквы, развивать внимание, учиться определять первый звук в словах.
Возраст: с 4-5 лет.
Что вам понадобится: бумага для рисования, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, предметные картинки (из настольных игр или вырезанные из журналов), мешочек.
Как играть?
Листы бумаги разделите на 6-8 прямоугольников одинакового размера. В каждом прямоугольнике напишите по одной букве. Пишите буквы крупно, яркими цветами. Из настольных игр или из журналов подберите картинки, названия которых начинаются на буквы, записанные на листах бумаги.
Предложите ребенку выбрать одну из карточек с буквами и найти к каждой букве соответствующую картинку из подготовленных для игры. Букву нужно закрывать картинкой.
Когда ребенок научится находить нужные картинки, вы можете играть в эту игру всей семьей. Правила игры просты. Каждый из членов семьи выбирает себе карточку с буквой. Один из членов семьи - ведущий. Он достает предметные картинки из мешочка по одной, спрашивает: "Кому нужен ... ?" (произносит название предмета, изображенного на картинке). Тот, у кого есть соответствующая буква, забирает картинку себе, закрывая ею букву. Выигрывает первый закрывший все буквы на своей карточке.
Вариант:
На большие карточки приклейте предметные картинки, доставайте из мешочка буквы и закрывайте ими картинки. Правила игры - те же. Если предметные картинки приклеить на большие карточки по темам (обувь, одежда, звери, птицы, рыбы, насекомые, деревья, цветы, грибы, овощи, фрукты, мебель, посуда, домашние животные, дикие животные, животные жарких стран, животные Севера), то еще одной целью игры станет развитие речи и расширение словарного запаса малыша.


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Буква-путешественница
Цель: учиться определять наличие звука в словах, учиться определять место звука в слове, запоминать буквы.
Возраст: с 4-5 лет.
Что вам понадобится: картинка с изображением видов пассажирского транспорта (самолет/поезд/автобус/корабль), буквы из набора магнитных букв.
Как играть?
Каждую картинку с изображением вида пассажирского транспорта разделите с помощью линейки и простого карандаша на три части - условно начало, середина и конец пассажирского салона.

Учим буквы играя с картинками

Выберите из набора магнитных букв букву, место которой в слове будет определять ваш ребенок. Выберите вид транспорта для "путешествия буквы". Расскажите ребенку, что буква может занять только то место в самолете/автобусе/поезде/корабле, которое указано в билете. Для того чтобы узнать, какое место занимает буква, нужно определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце). "Билет" называете вы, а ребенок размещает букву в транспорте.
Например, вы договорились, что сегодня путешествует буква Ш. Ребенок выбирает для нее самолет. Вы называете "билет" - слово ШУТКА (утрированно произносите Ш-Ш-ШУТКА). Ребенок определяет, что звук Ш в этом слове находится в начале слова и "сажает" букву в начало салона. Поменяйте билет - назовите слово КАМЫШ (произносите утрированно КАМЫШ-Ш-Ш). Ребенок "посадит" букву Ш в хвост самолета. Снова поменяйте билет - утрированно произнесите слово КРЫШ-Ш-ША. Ребенок "посадит" букву Ш в середину салона, т. к. звук Ш в слове КРЫША находится в середине слова. Предложите ребенку обманный билет - слово ЖУК. В этом слове буквы "Ш" нет, поэтому ребенок снимет букву с самолета.
Вариант:
В качестве "билетов" используйте предметные картинки, в названиях которых есть "буква-путешественница". Не забывайте предлагать ребенку и картинки, в названии которых нет этой буквы, чтобы ребенок учился определять ее отсутствие в словах.

Буквенное домино
Цель: запоминать буквы, учиться определять первый звук в словах.
Возраст: с 4-5 лет.
Что вам понадобится: белый картон, предметные картинки, простой карандаш, линейка, ножницы, клей, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
В настоящее время в продаже есть много вариантов готовых обучающих игр с буквами по типу "Домино". Все эти игры, как правило, имеют одну особенность: в каждый комплект входит только одна буква, к каждой букве подбирают только одну соответствующую картинку. Когда ребенок играет в такое домино, он достаточно быстро запоминает предлагаемые соответствия букв и картинок, и поэтому игра в скором времени становится неинтересной для ребенка.
Подобную игру можно сделать самостоятельно. Для того чтобы игра была интересной, подберите не по одной картинке на каждую букву алфавита, а по несколько. Используйте для поиска картинок старые журналы, буклеты, каталоги. Вам могут пригодиться уже использованные книжки с наклейками, открытки, фантики от конфет.
Из белого картона сделайте набор карточек одинакового размера. Размер карточки определите сами в зависимости от размера подобранных вами картинок: картинка должна поместиться на половину карточки. На каждой карточке сделайте разметку: разделите ее с помощью карандаша и линейки пополам. На правой половинке карточек напишите буквы алфавита, а на левые половинки приклейте предметные картинки. Можно писать буквы от руки, распечатать их на принтере или вырезать крупные буквы из журналов/газет.
Особых правил в подборе картинок и букв для одной карточки - нет. Но нужно избегать совпадения на одной карточке написанной/приклеенной буквы и буквы, с которой начинается название предмета на картинке.
Объясните ребенку правила игры. К каждой карточке нужно подбирать другую карточку таким образом, чтобы написанные буквы совпали с картинками, на эти буквы начинающимися. Возьмите себе и дайте ребенку по 5-8 карточек. Оставшиеся карточки сложите в общую колоду. Стройте цепочки из букв и картинок. Ходите по очереди. Если у вас или ребенка нет подходящей карточки, берите дополнительные из колоды. Выигрывает тот, у кого раньше закончатся карточки. Не забывайте просить ребенка называть буквы на карточках!
Вариант:
Предложите ребенку самому построить цепочку из карточек, соблюдая правило игры в "Домино". Пусть подбирает карточки таким образом, чтобы использовать в одной цепочке как можно больше букв и картинок. Лучший вариант выполнения такого задания - выложить все карточки изготовленного комплекта в одну цепочку.

Дружилки
Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слова на буквы, развивать воображение, развивать речь.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: картинки с изображением разных животных, буквы из разрезной азбуки или магнитные.
Как играть?
Разложите картинки с животными на одном столе (табуретке, диване), а буквы на другом столе (табуретке, диване). Играйте по очереди. Сначала сами возьмите любую картинку и придумайте, с какой буквой хотело бы дружить животное, на ней изображенное. Например: СЛОН хотел бы дружить с буквой X, потому что у него есть хобот, а КОШКА с буквой М, потому что ловит мышек. Найдите соответствующую букву, расскажите, почему животное хочет дружить с этой буквой.
Следующий ход - вашего ребенка. Дайте ему возможность выбрать картинку из разложенных на столе. Если ребенок не может придумать букву к этой картинке, помогите ему: задайте вопрос-подсказку. Например: ребенок выбрал картинку с КРОЛИКОМ, спросите ребенка, что любит есть кролик (морковку - выбирает букву М).
Игра не только помогает запоминать буквы, но и расширяет кругозор ребенка.

Вернуться назад на страницу 1      На страницу 2     страница 3

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.