Знакомство с согласным звуком М

Знакомство с согласным звуком М

Автор: Володина Людмила Ильинична
Учитель-логопед первой квалификационной категории
МБДОУ детский сад «Алёнушка»
Республика Татарстан, с.Бетьки

Цель: познакомить детей с согласным звуком М.

Задачи: закрепление гласных звуков; развитие речевого дыхания; развитие внимания, памяти; работа по подготовке постановки Р с использованием звокосочетаний дж, др; работа на мелкую моторику, тактильные ощущения; привитие бережного отношения к животным, маленьким детям.

1. Организационный момент.

Зддрравствуйте! Доброе утро!
Послушайте, что я вам сейчас расскажу. Вчера вечером к нам в садик привели маленького ребёнка и забыли его забрать. Мальчика звали Ванечка. Он остался в саду один и стал горько плакать: а-а-а, но обнаружив бутылочку с молоком – радостно: а-а-а, но молочко закончилось и Ванечка удивился: а-а-а?

Пришла т.Катя и укачала Ванечку спать. Она его качала: о-о-о. Утром Ванечка проснулся и удивился: о-о-о! (ребята ещё не пришли). Потом пришли дети, но Ванечку никто не обращал внимания и он огорчился: о-о-о.

Т. Маша принесла завтрак и сказала, что Ваню нужно покормить, мы поставили ему тарелку с кашей, мальчик забрался обеими руками ( верно или нет?)
-Нет, мы дали ему ложку, он взял её в левую руку ( верно или нет?).
- В какую руку надо взять ложку?
После завтрака мы пошли на занятие, а Ваня просится с нами. Возьмём его с собой?

2. Повторение гласных звуков.

- Ребята, а как мы будем разговаривать с Ванечкой, ведь он произносит слова или звуки?
Но он хорошо произносит звуки а, о, и, у, э, ы, но их даже поёт, а почему? ( потому что они гласные).Давайте и мы споём. ( звуки выставляются на магнитной доске по вертикали). Но пропели мы их так здорово, что другие звуки захотели спеть. Какой звук к нам пришёл в гости? Звук М.Он тоже хотел спеть, но у него ничего не получалось. И М горько заплакал.

— Не печалься, — сказали гласные, — мы тебе поможем, согласен?
 — Согласен, — ответил М
-Вот и хорошо, — за это мы будем называть согласным звуком, хорошо? С тех пор М называется согласным звуком.
Когда мы произносим М, воздушная струя встречает преграду – губы. Пробуем спеть, не поётся, а нам кажется, что звук «обрывается, как нитка»

-А теперь попробуем соединить: А-М, У-М, О-М.
-Ребята пока я веду указкой, мы поём А-М, А-М. Вот и научим Ваню разговаривать, и нам будет понятно о чём он нам говорит, когда говорит ам-ам. А если поменять местами буквы А-М, то получится М-А, но нам не понятно, какое слово сказал Ваня, ведь только половина слова МА-МА. Часть слова называется слогом. Как называется части слова?

-А мы с вами разговариваем слогами или словами? (словами). Давайте мы с вами посмотрим картинки и расскажем Ване, как мы будем делить слова на слоги. Кто мне поможет? ( названия картинок состоят из двух, трёх слогов). Каждый слог мы будем прошагивать. Последней картинкой оказывается « фокусник».

-Но ребята, фокусник пришёл к нам не просто так, он научит делать нас три фокуса. Вот вам ваточки — снежинки, а теперь мы положим «снежинку на ладонь и поднесём ко рту, сделаем носиком вдох, и выдох через ротик- трубочку. Делаем тоже самое с языком, положенную на нижнюю губу.

А теперь самое сложное — положим « снежинку» на кончик носа, язычок «загибаем» к носику, оставляя проход для воздуха. И медленно выдыхаем (снежинка должна лететь вверх). Молодцы! Вместе с нашими снежинками растворился и фокусник.

Мы услышали знакомые звуки: «Ту-ту-у-у-у». К нам в Бетьки на станцию пришёл поезд. На нём привезли животных для нового зоопарка, который будут строить в городе Елабуга. Пока ещё нет сильных морозов, мы решили переправить животных через реку Кама, но ребята, от поезда до Камы зверей нужно подвести, как вы думаете, на каком транспорте это лучше сделать? Ведь ещё очень грязно: на автобусе или на тракторе?

 — На тракторе.
 — Но после уборки капусты трактор давно никто не заводил. Давайте поможем завести мотор: «др-др-др». Вдруг наш трактор застрял в большой луже, давайте его вытянем: «дж-дж-дж». Добрались мы до реки. На чём будем переправлять зверей? На лодке.

Ослик не утонет ( ослик большой, опрокидывает лодку, мы его мы спасаем), следующим отправляем кенгуру, пуму.(звери сажаются в лодку и дети медленно, губы трубочкой, дуют на лодку к противоположному берегу- так переправляются все звери) – последним остаётся верблюд(игрушка верблюд большая. С детьми оговаривается, что верблюд не умеет плавать и никогда не видел большой реки). Его мы отправляем пешком, по песку, но перед этим проверяем — не спрятался ли кто в песке? Находим льва, тигра и зайца.

Игра « Кто лишний?»

Всех зверей мы благополучно переправили в Елабугу. В городе уже поставили новый забор для будущего зоопарка, но не успели достроить домики-вольеры. Давайте поможем строителям.
Строем дом для кенгурят: т-д-т-д-т-д,
Целый день молоточки стучат: тд-тд-тд
Дом надёжный у кенгурят: тд-тд-тд. ( также строим домики для всех зверей).

3. Заключение.

-Вот какие молодцы, сколько добрых дел мы успели сделать. Мы научили Ванечку говорить короткие слова, учили , как себя вести, как помогать тем, кто нуждается в нашей помощи. А вот и бабушка пришла за Ваней, оказывается Ваню должны были отвести к бабушке, а не в детский сад — ведь он ещё маленький.
 — Ребята давайте мы расскажем бабушке, чем мы занимались, чему научили Ваню. Как только Ваня немного подрастет, мы ждём его в наш детский сад.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.