Организация и содержание валеологического воспитания в условиях МКОУ «Петропавловская СОШ»

Организация и содержание валеологического воспитания
в условиях МКОУ «Петропавловская СОШ»

Автор: Фатьянов Анатолий Михайлович
Учитель физкультуры первой квалификационной категории
МКОУ «Петропавловская СОШ» р.п. Муромцево, Омская область

Здоровье детей в любой образовательной организации является предметом особой заботы. Охрана здоровья детей особенно важна в связи с тем, что в последние годы уже при поступлении в школу большинство из них страдают различными заболеваниями. Учащиеся старших классов приобщаются к алкоголю, табаку и другим вредным привычкам.
Именно поэтому формирование здорового образа жизни рассматривается в практике работы Петропавловской школы Муромцевского муниципального района как одно из приоритетных направлений. И от того, насколько успешно удастся сформировать навыки здорового образа жизни у учащихся, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье наших детей.
Для организации систематической работы по валеологическому воспитанию в школе был создан центр «Здоровье».
В состав центра входят медицинские работники, учитель физкультуры, классные руководители.
Цель работы центра состоит в формировании мотивации на здоровье и развитии навыков здорового образа жизни у учащихся школы.

Исходя из цели работы центра, определены задачи:
повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования валеологической культуры учащихся;
выработка у учащихся адекватных представлений о сущности здорового образа жизни;
формирование у школьников навыков здорового образа жизни и ответственного отношения к собственному здоровью;
создание оптимальных условий для проведения мероприятий, стимулирующих двигательную активность детей.
Члены центра «Здоровье» возглавляют и координируют работу по здоровьесбережению с учащимися школы.

Работа по валеологическому воспитанию детей, всегда сопровождается повышением уровня профессионального мастерства педагогов в данном направлении. Педагоги изучают передовой педагогический опыт по вопросам здоровьесбережения:
в школе прошли педагогические чтения на тему: «Формы и методы работы педагогов новаторов по валеологическому воспитанию детей»;
на педагогическом совете «Организация учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья школьников» педагоги провели системный анализ педагогической деятельности по теме и определили пути, способы совершенствования работы в данном направлении;
в методическом кабинете школы имеются материалы по обобщению опыта работы педагогов различных регионов России;
на тематических неделях, посвященных теме сохранения и укрепления здоровья школьников педагоги делятся опытом работы, принимают участие в тематических выставках.
Ежегодно членами центра разрабатывается план работы, одним из направлений которого является создание условий для совершенствования работы по валеологическому воспитанию детей. В настоящее время на базе медицинского блока школы оборудован и функционирует «Кабинет здоровья». Этот кабинет оборудован мебелью, компьютером, видеоаппаратурой. В кабинете представлены методические материалы, печатные и электронные материалы, которые позволяют организовать систему работы по профилактике различных заболеваний и формированию здорового образа жизни у школьников, а также организована работа фитобара. Весной и летом ребята заготавливают сырье для приготовления различных лечебных отваров. На территории школы расположен фитоогород, где ребята выращивают лекарственные травы. Центр «Здоровье» использует в своей работе ресурсы школы и социума: кабинет психологической разгрузки, спортивный и тренажерный зал, гимнастический зал. Спортивный и тренажерный залы оснащены необходимым оборудованием.
Вовлекая учащихся в процесс физического совершенствования, педагогический коллектив осуществляет поиск наиболее благоприятных условий для формирования у детей положительного отношения к здоровому образу жизни. Успешным можно считать факт систематического участия школьников в спортивных соревнованиях, проведение подвижных игр для детей разного возраста. 80% учащихся посещают спортивные секции. На базе школы работает секция баскетбола, волейбола, биатлона.

Активное вовлечение школьников в спортивные мероприятия дало положительные результаты. Дети неоднократно становились призерами спортивных соревнований различного уровня.

На специально организованных занятиях медицинские работники рассказывают учащимся о функционировании организма и правилах заботы о нем, об организации питания, о средствах укрепления здоровья, развивают представления о здоровом образе жизни, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Педагоги школы широко используют следующие формы работы: валеологические КВНы, викторины, конкурсы рисунков, валеологические праздники.
Традиционно в рамках конкурса «Лучший класс» медицинский персонал в течение всего учебного года организует конкурс «Самый здоровый класс», где учащиеся соревнуются в области теоретических знаний и практических навыков, также в рамках этого конкурса отслеживаются результаты по формированию навыков здорового образа жизни у учащихся.
Важным направлением в работе коллектива является пропаганда здорового образа жизни. В школе проводятся тематические недели, содержание которых направлено на сохранение и укрепление здоровья детей. Ежегодно взрослые и дети принимают активное участие в областной антинаркотической акции «Классный час». В рамках этой акции проводятся следующие мероприятия: выставка рисунков на тему: «Мир против наркотиков», выставка изделий детского творчества «Метаморфозы иллюзий», выставка-обзор литературы на тему «На кончике иглы – судьба», воспитательные занятия педагогов школы по профилактике наркомании, распространение листовок «Наркотик – это зло» и памяток «Скажи наркотикам – нет», спортивные соревнования «Будьте здоровы!»

Ребята в рамках акции выпускают брошюры, буклеты, которые направлены на профилактику наркомании и распространяют их среди жителей поселка. Листовки развешивали на остановках поселка Петропавловка.

Важнейшим исходным моментом работы по развитию основ здорового образа жизни является диагностика детей специалистами – врачом, инструктором по физкультуре, психологом, воспитателем и итоговое заполнение паспорта здоровья ребёнка. В паспорте здоровья по всем показателям указываются исходные и конечные данные на ребёнка в течение пребывания его в каждой возрастной группе. Таким образом, отслеживается динамика развития учащегося. Исходя из анализа данных, узкие специалисты и воспитатели разрабатывают программу физического развития и валеологического воспитания каждого ребёнка.

Эффективность организации работы центра «Здоровье» подтверждается следующей результативностью:
Сравнительный анализ заболеваемости школьников за 3 года показывает положительную динамику на снижение количества случаев простудными заболеваниями.
Повысилась валеологическая компетентность детей: готовность самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения. Учащиеся умеют оказать элементарную медицинскую помощь.
Таким образом, работа по валеологическому воспитанию дает положительные результаты и способствует и более успешной социальной адаптации учащихся школы в самостоятельной жизни.

Литература
Асмолов, Н. Здоровый образ жизни // Воспитание школьников. — 1988. — № 2 . -77 с.
Брехман В.П. Валеология – наука о здоровье. – М.,1990.
Журавлева А. И., Граевская Н. Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура. — М., 1993. — 432 с.
Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания и спорта. — М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
Оглоблин К.А. Здоровый образ жизни. — Уссурийск, 2001. – 124 с.
Лещинский А.В. Берегите здоровье. — М.: «Физкультура и спорт», 2005. – 214 с.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.