развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Свидетельство о публикации

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Автор: Бауэр Иннесса Евгеньевна
старший воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ « Полтавский детский сад «Родничок» Полтавского района Омской области

В деле воспитания процессу саморазвития должно быть
отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее
развивалось только путем самообразования.
Г. Спенсер

Самообразование на современном этапе является одной из важнейших форм повышения квалификации педагога. Постоянная работа над совершенствованием профессионального развития необходима в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка. Невозможно обойтись, во-первых, без серьезных знаний педагогических и психологических основ образования дошкольника, во-вторых, без всесторонней информированности и компетентности о постоянно обновляющейся нормативной базе, изменяющихся социальных условиях, потребностях общества, требованиях, выдвигаемых жизнью. Путем самообразования и творческих поисков придет педагог к своему мастерству в профессиональной деятельности.

Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
- ознакомление с новыми нормативными документами дошкольного образования;
- изучение учебной и научно-методической литературы;
- ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- изучение новых программ, педагогических и информационно-компьютерных технологий;
- ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- повышение общекультурного уровня;
- интересы и хобби, обогащающие педагогическое мастерство.

Следует подчеркнуть, что успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя ДОУ. Методическое сопровождение необходимо воспитателю как в определении темы, целей, задач и в планировании работы, так и входе реализации плана, в изучении и анализе результативности своей деятельности. Тематика самообразования педагогов на учебный год может быть представлена в виде сводной таблицы (табл. 1). В практике работы используются также карты самообразования педагогов, в которых указанно, какие темы они изучали ранее, в какой форме были представлены результаты, а также какую проблему хотели бы выбрать в настоящее время.

Реализуя дифференцированный подход к профессиональному развитию педагогов, необходимо учитывать уровень их подготовленности, педагогический опыт и стаж. Условно можно выделить несколько групп. Молодые специалисты, педагоги без специального образования составляют первую группу – становления профессионального мастерства. В качестве направлений их самообразования можно выделить следующие:
- осознание ценностей личностно ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
- формирование основ педагогического мастерства;
- развитие умений и конструктивных способностей;
- овладение методиками работы с детьми;
- адаптация к педагогической деятельности.

Педагоги со стажем работы свыше 5 лет входят в группу совершенствования профессионального мастерства. Самообразование на этом этапе включает:
- овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
- формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применять полученные знания на практике, активизируя творческие способности.

Опытных, творческих работающих педагогов относят к группе «Педагог- мастер». Для них актуальными становятся задачи:
- развитие способностей к проектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа обществ;
- проявление творческого потенциала;
- пропаганда собственных достижений;
- развитие исследовательской деятельности.

Темы самообразования важно подбирать с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Следовательно, организация самообразования должна быть гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника. Кроме того, работу отдельных воспитателей и других специалистов по самообразованию необходимо активно включать в педагогический процесс детского сада в целом. Не следует спешить в навязывании тем и формальному подходу к составлению всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с воспитателем определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Дошкольному работнику нужно самому убедиться в актуальности и необходимости выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по конкретной теме. Для воспитателей, обучающихся в вузе, не обязательно определять тему для самообразования на этот период, но старший воспитатель может предложить педагогу поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным образовательным областям.
В практике существуют различные формы организации: индивидуальная работа или тема, например, близкая к содержанию годовой задачи ДОУ, которая объединяет нескольких воспитателей. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности. В этом случае имеет смысл составить перспективный план для каждого педагога, принимающего участие в эксперименте (табл. 2). Оформить план или программу самообразования можно по-разному (табл. 3,4).

Алгоритм осуществления процесса самообразования

Первый этап – организационно-подготовительный
Цель: изучение ситуации по выбранной проблеме, определение темы по самообразованию.
Формы представления результата работы: определение темы по самообразованию.

Второй этап – планово-прогностический
Цель: определение этапов, форм и методов исследования выбранной темы.
Формы представления результата работы: план-программа самообразования.

Третий этап – аналитико-теоретический
Цель: изучение теоретических основ и практического опыта по теме.
Формы представления результата работы: конспекты, сценарии, разработки, буклеты, памятки и др.

Четвертый этап – практико-ориентированный
Цель: внедрение в практику подготовленного материала.
Форма представления результата работы: проведение мероприятий по теме самообразования, направленных на всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители).

Пятый этап – результативно-аналитический
Цель: проведение диагностики с целью отслеживания результата работы, самоанализ педагогической деятельности.
Формы представления результата работы: папка-представление передового опыта, презентация и др.

Рефлексия – самоанализ проводится по результатам каждого этапа.
Современному педагогу необходимо обладать способностью приобретать и использовать профессиональные знания, а также передовой опыт в практической деятельности. Перепроектирование собственной педагогической деятельности не может осуществляться без планирования работы по самообразованию, в процессе которой реализуется потребность к собственному развитию и саморазвитию (табл. 5).

ЛИТЕРАТУРА
Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М.,2006.
Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / Справочник старшего воспитателя. – 2007. - №2.
Журнал «Современный детский сад». - №3 -2012.
Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением». - №1 – 2012.

Таблица 1

Темы самообразования педагогов

ПЕДАГОГ (Ф.И.О.)
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ
ФОРМА ОТЧЕТА
СРОК ОТЧЕТА
ПРИМЕЧАНИЕ

Таблица 2

Перспективный план самообразования

УЧЕБНЫЙ ГОД
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНЯ,
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ
ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Таблица 3

План работы по самообразованию

РАЗДЕЛ ПЛАНА
СРОКИ
ФОРМА РАБОТЫ
Практические результаты (рефераты, доклады, открытые мероприятия, выставки работ и т.д.)

Выводы

Таблица 4

Программа деятельности по самообразованию педагога

Календар-й месяц
Изучение метод-ой лит-ры
Методич-е меропрятия
Изготов-е пособий, атрибутов
Взаимодей-е с детьми
Сотруд-во с родителям

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

 


Рейтинг@Mail.ru

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.