Содержание статьи
Выступление на семинаре
«Родительское собрание. Выбор темы.
Составление плана собрания. Приглашение»
Подготовила: Абросимова Анна Михайловна
Воспитатель первой квалификационной категории
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №12
г. Лениногорска Республики Татарстан»
Одна из задач общения – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства, дать родителям информацию, а перед этим заинтересовать их в её получении и понять, какой именно информации недостаёт им. Для этого вместе с логопедами, педагогами разрабатывается тема предстоящей встречи, предварительно спланированной в учебном плане.
Традиционно в детских садах собрания проводятся 2 – 3 раза в год. Они включают в себя организационные вопросы и встречи с логопедом, психологом, учителем. С них начинается знакомство и работа с родителями.
В работе детского сада встречи с родителями могут быть поставлены на научную основу, возведены в ранг систематических.
Перечень тем родительских собраний:
Ваш ребёнок пришёл в детский сад.
Психологические особенности ребёнка дошкольного возраста.
Движение и речь.
Уроки вежливости и красоты.
Воспитание привычек у ребёнка.
Влияние внутрисемейных отношений на личность ребёнка.
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся».
Из чего складывается трудолюбие?
Сила радости.
Понимаем ли мы друг друга?Ф
О дисциплине и дисциплинированности.
Что такое готовность к школе?
Готовы ли вы стать родителями первоклассника?
Темы, предлагаемые родителями:
Ясельной группы (до 3лет):
Что должен уметь ребёнок этого возраста.
Отец и ребёнок.
Развитие речи у ребёнка 3-х лет.
О нравственном воспитании ребёнка, о самостоятельности.
Обращение с детьми в семье.
Привитие любви и уважения к старшим.
Как заниматься логопедией дома?
Средней группы (4 – 5 лет):
Способы воздействия на ребёнка.
О физическом развитии.
О личных трудностях в обучении, поведении, усвоении знаний, программы.
Старшие группы:
О физическом развитии ребёнка
Ребёнок и психология семьи.
О развитии речи детей.
Ребёнок (Ф. И.) со своей группой. Конкретно поговорить о моём ребенке.
О взаимоотношении детей в коллективе, о контактности. Как избежать конфликтов?
О способностях ребёнка, о его отношении к занятиям, детям, взрослым, о поведении ребёнка на занятиях.
Подготовительные группы:
О воспитании ребёнка.
Об изучающих играх.
Воспитание дисциплины, подготовка к школе.
Стоит ли наказывать детей: о взаимоотношениях в семье ребёнка с родителями.
Проблема воспитания в семье двоих (нескольких) детей.
О культуре поведения. Культура поведения ребёнка в семье.
О здоровье ребёнка и подготовке к школе.
Что должен знать и уметь ребёнок при поступлении в 1-й класс.
О трудностях обучения чтению и концентрации внимания на занятиях.
Об обучающих играх.
Козлова Анастасия Владимировна пишет, что показ фрагментов занятия стал важным элементом работы с родителями.
Мы со своим напарником – педагогом практиковали это в течение нескольких лет. Обсуждали фрагменты занятий с детьми по данной теме, проблеме и кому показать занятие.
При составлении плана проведения родительского собрания:
— ставим цель,
— готовим оборудование и наглядность,
— проводим подготовительную работу.
Планы проведения родительских собраний.
Например:
Младшие и средние группы.
Тема: «Движение и речь».
Цель: показать родителям, что физическое воспитание – это основа
Формирования здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические и спортивные упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей среде, способного к обучению в школе и к последующей активной творческой деятельности. (исходя из программы, по которой работаем, задач годового плана детского сада).
Оборудование и наглядность:
Оформлен спортивный уголок (подобраны спортивные игрушки, атрибуты), который можно организовать и дома;
Материал для ознакомления родителей, подготовленный инструктором по физкультуре «Нетрадиционные занятия по физкультуре – средство коррекции речевых нарушений»;
Сведения о детях (рост, вес и другие антропометрические данные);
Методическая литература по физическому воспитанию детей;
Памятка – консультация (ширма).
Подготовительная работа:
Составление программы показательных фрагментов, обсуждение целей и задач воспитателями и физкультурным работником.
За две недели до встречи с родителями в группе вывешиваем «Объявление – приглашение».
Мария Александровна Аралова предлагает проводить родительские собрания для эффективности и интереса в разных формах, например:
— «педагогическая лаборатория»;
— «читательская конференция»;
— «аукцион»;
— «лекция – семинар»;
— «душевный разговор»;
— «ток – шоу»;
— «есть мнение»;
— «педагогический консилиум»;
— «педагогический капустник».
Литература:
А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьёй».
М.А. Аралова «Формирование коллектива ДОУ».