НОД по образовательной области: «Познание»
Авторы: Глинская Ирина Михайловна воспитатель первой
квалификационной категории,
Караваева Елена Александровна воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ – детский сад № 34 «Звездочка»
Тема: «За околицей»
Возрастная группа: дети подготовительной к школе группы.
Интеграция образовательных областей: «Физическая культура»,
«Здоровье», «Социализация», «Коммуникация».
Программные задачи:
Образовательная область «Познание»:
- расширение знаний о культуре и быте русского народа;
- закрепление знаний о русских народных играх, пословицах;
- знакомство с лекарственными растениями, с изготовлением саше;
- развитие логического мышления.
Образовательная область «Физическая культура»:
- развитие физических качеств, обогащение двигательного опыта;
- умение участвовать в русских народных подвижных играх;
Образовательная область «Здоровье»:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
- обеспечение двигательной активности в ходе проведения народных игр;
Образовательная область «Социализация»:
- развитие игровой деятельности;
- воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и традициям;
- воспитание бережного отношения и любви к природе.
Образовательная область «Коммуникация»:
- развитие устной речи.
Способы организации: сидя на стульях (беседа), стоя в кругу
(игра), стоя у стола (изготовление саше).
Оборудование: музыкальный центр, аудиозапись: с русскими народными
мелодиями, с пением птиц; 2 стола, 2 скатерти, 4 подставки, ложки, баночки
с травами,
телевизор, слайды с русскими народными играми, забавами; лекарственными
растениями; шапочка козы, корона, атласная лента для игры; мешочки для
саше, памятки.
Словарная работа: околица, травники, саше.
Предварительная работа:
Беседа о культуре и быте русского народа;
Знакомство с русскими народными играми, пословицами о здоровье;
Беседа о лекарственных растениях;
Ход занятия
Две ведущие Забава и Любава в русских национальных костюмах
(зеленом и голубом сарафанах) входят в зал.
(Звучит русская народная мелодия). Трек 01
Забава:
Мир вам, гости долгожданные,
Что пришли к нам в добрый час!
Встречу теплую, желанную
Приготовили для вас.
Любава:
Нашей встрече быть угодно,
Отложите все дела,
Вас «Околица» сегодня
На свиданье позвала!
Забава:
Мы найдем для игр место,
Их не спрячем про запас,
Никому не будет скучно
За «Околицей» у нас!
Любава: Мы приглашаем вас окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить
быт наших предков, как они жили, чем лечились, в какие русские народные
игры играли.
Забава: Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя
лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь
русского человека к веселью и удальству.
Любава:
Игры - это наше детство, они передавались от поколения к поколению.
Забава:
Как весело и интересно нам было играть. Кто не помнит неизменных ловишек;
бояре, а мы к вам пришли; колечко, колечко – выйди на крылечко;
Любава: Подожди, подожди, Забавушка. А давай у наших гостей спросим,
знают ли они русские народные игры.
Забава: А мы сейчас загадаем загадки. Вот первая загадка:
Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Есть такая вот игра,
Называется она… (Жмурки).
Любава:
Ай, люли, ай люли,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота…. (Ручеек).
Забава:
Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день…(Прятки).
Любава:
Нам прислали сто рублей.
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
Да и нет - не говорите! (Фанты).
Забава:
Под вражеским обстрелом
Стоят солдаты смело.
А если их собьют.
Они опять встают. (Городки).
Любава:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле
Глянь на небо
Птички летят
Колокольчики звенят… (Горелки).
Забава: Хорошо, вот мы с вами и вспомнили народные игры. А сейчас давайте
встанем, возьмемся за руки и отправимся за двор, за околицу поиграть.
Идем. (Трек 02).
(идем змейкой, заводим круг).
Забава: Вот мы и на месте. Предлагаю вам поиграть в русскую народную
игру «Заря-заряница».
Играющие стоят в кругу, руки опущены. Ведущий - ходит за кругом с лентой
и произносит закличку:
С последними словами ведущий осторожно кладет ленту на плечо одному из
вас. Тот быстро берет ленту, поворачивается спиной к ведущему:
И на слова:
Раз – два – не воронь,
Беги как огонь!
Оба разбегаются в разные стороны по кругу, кто быстрей возвратиться на
место. Кто не успел, тот становится водящим - зарей. Понятно? Давайте
поиграем.
(Звучит музыка к игре Трек 03).
Игра повторяется 3 раза.
Любава: Молодцы, присаживайтесь. Представьте, что вы на лесной опушке.
(Трек 04. Звучит пение птиц, на фоне музыки читаем стихотворение).
Хорошо в лесу в апреле
Пахнет лиственною прелью,
Птицы разные поют,
На деревьях гнезда вьют.
Забава: В старые времена русский народ с любовью и трепетом относился
к окружающей природе и оберегал ее. Люди ласково называли реченьку быстрой,
солнышко красным, травушку шелковой.
Любава: Лес в жизни русского народа всегда играл огромную роль. С давних
времен русские люди использовали лес для различных нужд. В лесу люди находили
полезные травы, которыми лечились.
Забава:
Много трав растут полезных
На земле русской родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Любава: Предки наши хорошо знали лекарственные растения, а вы их знаете?
Забава: А сейчас мы поиграем в игру «Зеленая аптека». Слушайте загадку,
а отгадку вы найдите на картинке.
(показ лекарственных растений на телевизоре).
Любава:
Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?-
Ароматная... (Душица).
Забава:
Он на розу так похож, разве что не так хорош,
Но зато его плоды всем пригодны для еды? (Шиповник).
Любава:
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает? (Календула).
Забава:
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдешь –
На себе их все найдешь. (Лопух).
Растение видное, а имя обидное. (Лопух).
Любава:
На откосе, на лугу, босиком на снегу,
Первые цветочки – желтые глазочки? (Мать-и-мачеха).
Забава:
Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках –
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка? (Чистотел).
Любава:
Травка очень душистая,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай! (Мята).
Забава:
Трава, которую и слепой узнает? (Крапива).
Любава:
Я на луг с утра пошел
Травку нужную нашел:
Мелкий, желтенький цветок
Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой.
Что же это? – (Зверобой).
Забава:
Хорошо, знаете лекарственные растения. Самая лучшая аптека – это природа!
Любава:
В зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать…
Забава:
Что-то мы засиделись. Давайте поиграем еще в одну русскую народную игру:
«Шла коза по лесу».
Любава: Дорогие гости, выходите, большой круг заводите.
Забава:
В центре круга - коза. (ведущий в шапочке козы). У козы в руках корона.
На кого надену корону, тот будет принцессой и выходит в центр круга танцевать
со мной. Под музыку, начинаем игру, ходим по кругу, взявшись за руки и
выполняют движения, согласно тексту.
(Трек 05. Звучит музыка к игре).
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу – идут по кругу, взявшись за руки;
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу- идут по кругу, взявшись за
руки;
Прошла коза по лесу, по лесу, по лесу – останавливаются лицом в круг;
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу – коза выбирает себе принцессу,
одевает ей на голову корону и выводит в середину круга;
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем – все участники игры прыгают;
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем – все выполняют движение, согласно
тексту;
Давай коза покружимся, покружимся, покружимся – все кружатся;
И мы с тобой подружимся, подружимся, подружимся – поворачиваются к друг
другу лицом и обнимаются.
Игра повторяется 2-3 раза.
Любава: Какие наши гости молодцы, славно поиграли. Присаживайтесь.
Забава: Русский народ лечился травами, и сложил немало пословиц и поговорок
о здоровье.
Любава: А знаете ли вы, дорогие гости, пословицы и поговорки о здоровье?
Забава: Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:
В здоровом теле … здоровый дух.
Любава: Где здоровье, там и … красота.
Забава: Ешь чеснок и лук – не возьмет недуг.
Любава: Если хочешь быть здоров … закаляйся.
Забава: Болен – лечись, а здоров … берегись.
Любава: Чистота - залог … здоровья.
Забава: Береги платье снову - а здоровье … смолоду.
Любава: В путь дорогу собирайся за - здоровьем ... отправляйся.
Забава: Хорошо. Много лет назад в России появились первые аптеки, где
продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали
специальные люди ...
Любава: А как их называли, пускай наши гости узнают, разгадав кроссворд.
(на телевизоре - кроссворд).
Любава:
1. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.
(Дерево чем-то похожее на елку. У нее мягкие длинные колючки). (Лиственница).
Забава:
2. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка).
Любава:
3. Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (Василек).
Забава:
4. Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик бывший … (Одуванчик).
Любава:
5.У дороги вырос лекарь, вдоль тропинки луговой.
Он для нас с тобой аптекарь. Догадайся, кто такой? (Подорожник).
Забава:
6. Красная ягода всех привлекает,
Вкусом и пользой своей покоряет,
Летом в саду собирает Алина,
Нежное лакомство, чудо - … (Малину).
Любава:
7. Спроси теленка и барашка: вкусней цветка на свете нет,
Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер).
Любава: Решив кроссворд, мы с вами узнали ключевое слово – травник.
«Травниками» - называли людей, которые собирали лекарственные растения.
Забава: Травы собирали ранним утром, когда солнце еще не поднялось. За
тем травы высушивали и смешивали друг с другом. Пучок высушенной травы
хранили завязанным в тряпочку или полотняный мешочек. В наше время это
называется саше.
(показ слайдов о саше на телевизоре).
Любава: Саше имеет французские корни. В этой стране несколько веков назад
так обозначали подушечки, обрызганные духами, или же мешочки с зашитыми
в них травами. Такие мешочки украшали гостиные и спальни самых богатых
домов. Впрочем, каждая уважающая себя девушка стремилась завести в своей
комнате саше, ведь эта занятная вещица не только радует своим видом, но
и распространяет приятный аромат.
Забава: Саше использовали и в лекарственных целях. Целебные травы заключали
в мешочек и клали рядом с человеком. Запах растений мог успокоить, избавить
от бессонницы, помочь при простуде.
Любава: Саше, разумеется, были не только во Франции. Секрет саше был
известен и нашим пра-прабабушкам. Они не знали такого слова, но собирали
душистые целебные травы и делали из них подушки, на которых спали, овеянные
луговыми или лесными ароматами.
Забава: Саше можно наполнять не только травами, но и лепестками цветов,
специями и цитрусовыми. С давних времен существует много различных видов
саше:
чтобы привлечь к себе любовь и счастье, делали любовное саше.
для благополучия в доме делали защитное саше.
Любава:
для привлечения денег и богатства изготавливали денежное саше.
для ароматизации белья и одежды, изготавливают парфюмерное саше.
(Забава подходит к столам с подготовленным инвентарем)
Забава:
Перед вами столы, на которых подготовлены травы, мешочки и рецепты различных
саше.
На первом столе все для защитного саше.
На втором столе - все для парфюмерного саше.
На третьем столе - саше от бессонницы (для крепкого сна).
Любава: Ребята, подходите к столам и сделайте себе сувенир на память
о нашей встрече, руководствуясь своим вкусом и фантазией.
Трек 06. Звучит спокойная мелодия. Дети собирают саше.
Забава: Присаживайтесь, дорогие гости.
Забава: Мы делились тем, что знали
Любава: И старались Вас развлечь.
Забава: Не прощаемся мы с вами,
Любава: Говорим: «До новых встреч!»
|