Методическая разработка по теме: «Комплексное использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты» (упражнения для детей от года до четырех лет)

Содержание статьи

Методическая разработка по теме:
«Комплексное использование интерактивной среды
темной сенсорной комнаты»
(упражнения для детей от года до четырех лет)

Автор: Твердунова Татьяна Викторовна
Учитель-дефектолог первой квалификационной категории
СПб ГКУЗ «Психоневрологический дом ребёнка №9»

Массаж и укрепление мышц верхних конечностей

«Игры с водой» И.п. ребенок стоит на коленях перед бассейном

Упражнение № 1 «Разноцветные круги» Предложить малышу опустить в «воду» правую руку и «нарисовать» большие разноцветные круги (вращательные движения правой руки). То же самое проделать и левой рукой (3-4 раза)

Упражнение № 2 «Солнышко» Предложить опустить в «воду» обе руки и обеими «нарисовать» солнце (вращательные движения обеих рук одновременно) 3-4 раза.

Упражнение № 3 «Радуга» Предложить малышу «нарисовать» радугу (одновременные движения обеими руками слева направо и обратно)" 3-4 раза

Упражнение № 4 «Полощем белье» Предложить малышу «прополоскать белье». Опустив в бассейн правую руку, сделать движения в правую и левую сторону («полощет белье»), то же повторить левой рукой

Упражнение № 5 «Шаловливые ручки» Предложить малышу опустить в бассейн обе руки и совершает ими произвольные движения («ручки шалят»)

Укрепление мышц нижних конечностей, координация работы позвоночника, повышение опорности рук

Игра «Часики»
Ребенок сидит в центре бассейна, руки в упоре в бассейне, ноги вместе, вытянуты. «Стрелки» поворачиваются: вначале одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней, тело ребенка поворачивается вслед за ней. И так по кругу. Первый вариант – с опорой на руки; второй вариант – без опоры на руки

Массаж и укрепление мышц нижних конечностей

Игра «Шаловливые ножки»
Ребенок сидит на бортике бассейна, по сигналу он опускает в бассейн ноги и совершает ими непроизвольные движения в разные стороны Игра «Дельфин» Ребенок лежит в бассейне на животе, руки прижаты вдоль тела, голова приподнята; производятся движения ногами по типу плавания, отгребая шарики от себя ногами («хвостом»), затем выполняются движения ногами к себе

Способствовать массажу всего тела и развитию общей подвижности

Игра «Пловец» И.п.:
ребенок находится в положении лежа на животе

Упражнение № 1 Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Производятся движения руками по типу плавания, отгребая шарики от себя в стороны, затем выполняя те же движения к себе (4-5 раз)

Упражнение № 2 Руки прижаты вдоль тела, голова приподнята. Производятся движения ногами по типу плавания, отгребая шарики от себя в стороны, затем выполняя те же движения к себе (4-5 раз)

Упражнение № 3 Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Производятся синхронные упражнения ногами и руками по типу плавания (4-5 раз)

Игра «Гусеница»
Ребенок лежит в бассейне на животе, затем начинает совершать движения, словно «ползет» по бассейну (но не на четвереньках)

Игра «Хитрый котенок»
Ребенок стоит на четвереньках в бассейне, затем, как котенок, крадется по бассейну (от одного края до другого, по кругу вдоль бортика), иногда он прячется в шарики (ребенок должен стремиться передать характер движений животного)

Игра «Золотая рыбка»
В первом варианте ребенок лежит на животе, во втором варианте – на спине; руки выпрямлены, вытянуты вверх; производятся синхронные движения ногами и рукам по типу плавания

Массаж шейных мышц

Игра «Ныряем» И. п.:
ноги на полу перед бассейном, руки в упоре в бассейне: достаем головой дно бассейна

Массаж и координация работы позвоночника

Игра «Перекаты» И. п.:
ребенок лежит на бортике бассейна, руки вытянуты: малыш скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами добирается до противоположного бортика

Развитие динамической и статической координации

Игра «Не замочи руки» И. п.:
обычная стойка в бассейне: — разное положение рук: а) на голове, б) за головой, в) за спиной, г) согнуты в локтевых суставах и обхвачены ладошками; — ребенок проходит из одного угла бассейна в другой, обходит бассейн по кругу

Развитие координации ножных мышц

Игра «Ловкие ноги»
Ребенок сидит на бортике бассейна и старается ногами поднять шарик

Развитие тактильных ощущений и мелкой моторки

Игра «Достань со дна бассейна»
Прячем на дне бассейна один или несколько предметов и просим ребенка найти их. Усложнение: прячем более мелкие предметы

Развитие тактильной ориентировки и способности действовать по словесному указанию

Игра «Отгадай, где спрятано» Даем словесное указание ребенку, где найти предмет (на середине, в правой части бассейна и т. д.)

Развитие ловкости рук

Игра «Кто больше»
Дать задание: набрать и удержать в руках как можно больше шариков

Развитие воображения и тактильных ощущений, умения обследовать предмет

Игра «Найди по описанию»
Показать ребенку предметы, а затем разложить их на дне бассейна. Ребенок отыскивает указанный предмет. Усложнение: педагог не показывает предмет, который нужно найти, а дает его словесное описание; малыш не видит, куда прячется предмет

Чередование напряжения с расслаблением (регуляция дыхания снижение психоэмоционального напряжения)

Упражнение «Отдых»
Ребенок лежит в бассейне на спине. Педагог предлагает ему представить, что он находится в воде озера. Вода теплая, ласковая, вокруг спокойно и тихо, ребенку хорошо и приятно. Взрослый предлагает ребенку послушать пение птиц

Упражнение «Расслабление»
Ребенок лежит в бассейне на спине. Взрослый говорит ему: «Выпрями пальцы рук, потянись так, чтобы напряглись все мышцы тела, руки и ноги стали тяжелыми, как будто каменными (10-15 с). А теперь расслабься, отдохни – твое тело стало легким как перышко

Обучение обследованию объектов; развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики

Упражнение «Обследование»
Обратить внимание ребенка на то, что все «кочки» на тропинке разные. Показать малышу, как нужно обследовать «кочки»: сначала – одним пальчиком, затем – ладонью, потом – пальчиками другой руки и т.д. При обследовании объектов взрослый называет их свойства

Укрепление голеностопного сустава; развитие равновесия

Ходьба на мяче
1. Зафиксировать мяч коленями, поставить на него малыша. Держать его за руки. Пусть ребенок попытается походить по мячу. Когда у него это будет хорошо получаться, усложнить упражнение: попросите подняться на носочки.
2. Мяч не фиксировать. Пусть малыш попробует устоять на нем. Держать ребенка за руки.
3. Зафиксировать мяч коленями. Посадить малыша на корточки, и пусть он попрыгает на мяче. Необходимо подстраховывать его, держа за обе руки.

Улучшение координации; развитие мышц спины, живота, верхнего плечевого пояса

Сидя на мяче
1. Посадить ребенка на мяч, взять за руки и покатать вперед – назад, влево – вправо, против и по часовой стрелки. Пусть малыш попробует сохранить равновесия без помощи взрослого.
2. Ребенок сидит на мяче. Придерживая его рукой за колени, предложить дотянуться до игрушек, находящихся слева, справа, над головой, сверху, снизу, сбоку.
3. Пусть малыш «попрыгает», сидя на мяче. Необходимо страховать ребенка

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.