развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Свидетельство о публикации

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



Инновации в учебном процессе - как одно из условий формирования
инициативной личности младшего школьника

Автор: Михайлова Елена Андреевна
Учитель начальных классов
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10"
города Архангельска

«Расскажи мне и я забуду.
Покажи мне и я пойму.
Позволь мне сделать самому, и я научусь».
(Конфуций)

Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества»(1). На смену повторению приходят новые требования к учащимся: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению».
Под инновациями в образовании мы понимаем процесс совершенствования педагогических технологий, методов, приемов и средств обучения (2).

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из наиболее важных компонентов образовательной деятельности любого образовательного учреждения. Именно использование инновационной деятельности в работах учащихся и учителей не только определяет направления профессионального роста педагога, но и способствует личностному росту каждого отдельного обучающегося. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Изменения, происходящие в обществе, связаны с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Инновации в образовании должны нести, прежде всего, процесс выработки уверенности младшего школьника в себе, своих силах. Необходимо, чтобы учителя сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром, создали определённые условия для активной и инициативной позиции в учебном процессе: не просто усваивать программный материал, а познавать истину, вступая в активный диалог с другими участниками образовательного процесса; формировать умение учиться.

Главная задача образовательного процесса в современной школе определяется так: ученик должен самостоятельно добывать знания, а учитель только управляет этим процессом. Поэтому традиционный объяснительно-иллюстративный метод заменяется новыми педагогическими технологиями.

Одной из них является проблемное обучение. Сущность проблемного урока состоит в том, чтобы обеспечить творческое усвоение знаний учащихся. Это значит, что ученик ставит перед собой проблему, пытается найти способ её решения и выполняет его и воспроизводит конечный продукт. При этом ученик сам формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах- всё это ведёт к самостоятельной познавательной деятельности, к умению быть успешным в изменяющемся мире. Решение учебных задач на уроке оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, развивает коммуникативные способности детей, развивает их индивидуальность и творческое мышление. Считаем, что использование технологии проблемного обучения позволяет повысить качество образования учащихся.

Поскольку самостоятельность ученика выходит на первый план, одной из главных задач современной школы стала задача создания условий для личностного и разностороннего развития каждого ребёнка, его позиции как ученика. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную сферу, создает условия для самостоятельности и активности. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.

Главное в учебной деятельности учителя начальных классов – увлечь детей, показать им значимость их деятельности, вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своих детей. Учителя ставят каждого ребенка в позицию активного участника образовательного процесса, дают возможность реализовать творческие замыслы, учат работать в команде. Это ведет к сплоченности класса, развитию коммуникативных навыков учащихся.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решение проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию (3).

Инновационные процессы, происходящие в наше время в образовании, не должны быть односторонними, направленными только на одно выбранное развитие - развитие умственных способностей детей или здоровья. Инновационная деятельность в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности младшего школьника в себе, своих силах и способностях.

Таким образом, сформированность инновационной культуры помогает учителю начальных классов выстроить учебный процесс таким образом, чтобы ученик не только освоил конкретные знания и умения, но и овладел способами их применения в различных ситуациях, научился самостоятельно делать выводы, корректировать собственную учебную деятельность (4).

Список литературы
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А. А. Кузнецова [Текст]. - М.: Просвещение, 2008.
2. Web- документ: http://www.zankov.ru/practice/teacher/article=1072
3. Web- документ: http://www.prodlenka.org/nachalnaia-shkola/realizatciia-tvorcheskikh-proektov-v-nachalnoi-shkole.html
4. Web- документ: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/1/a46.php

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

 


Рейтинг@Mail.ru

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.