развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



Формирование начальных основ экологической культуры
у дошкольников через систему экологического воспитания

Автор: Хазова Наталья Дмитриевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Полтавский д/сад «Родничок». р.п. Полтавка, Омской области

Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологически обоснованной деятельности и поведении, которые обеспечивают гармоничное развитие человечества в ближайшем будущем.

Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место в ней человека. Задачи по формированию основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста решаются в рамках занятий по ознакомлению с окружающим («Следы человека на планете Земля», цикла занятий по физической культуре («Знай свое тело», «Береги свое здоровье») и занятий по ОБЖ, экскурсий по зонам экологических проблем (загрязненное озеро, ближайший лесной массив и т.д.).

Образовательный процесс по экологическому воспитанию включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от более простых к более сложным знаниям (расширение и усложнение). Все блоки связаны между собой и предусматривают многократную повторность содержания на разных уровнях.

Вся работа по экологическому воспитанию детей в группе строится в тесном взаимодействии с семьей. Деятельность родителей с детьми в помощь природе - это участие в акциях, экологических праздниках, выставках-конкурсах.

Результат экологического образования: у дошкольников формируются основы экологической грамотности и культуры, ответственное отношение ко всему в природе и к своему здоровью. Дети начинают осознавать себя частью природы, учатся видеть невидимые связи всего со всем в природе, развивается эмоционально-положительное отношение к природе. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.

Актуальность. Одной из наиболее актуальных проблем современности является проблема экологизации сознания населения, становления у каждого человека, независимо от его возраста, образования и социального статуса, привычки экологически грамотного взаимодействия с миром природы. Это связано с теми коренными изменениями окружающей среды, которые произошли в последние годы в результате неразумного, нерационального воздействия на природу со стороны человечества. Существующие на сегодняшний день нормы взаимодействия человека и природы неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всему живому на планете, не исключая самого человека.

Потребительские отношение людей к окружающему миру приводит к угрозе истребления многих видов растений и животных, полезных ископаемых, загрязнению окружающей природной среды. Поэтому необходимо переоценить и осознать все возможные формы взаимодействия людей между собой, взаимодействия с тем окружающим миром, в котором мы живем. Ведь именно природа по праву является неисчерпаемой кладовой нашего развития, как физического, так и духовного, интеллектуального.

В целях выживания цивилизации необходимо переосмысление самой сути взаимоотношений общества и природы с учетом новых подходов и, прежде всего, идей устойчивого развития, в основе которых лежит коэволюционная стратегия. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологически обоснованной деятельности и поведении, которые обеспечивают гармоничное развитие человечества в ближайшем будущем.

Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Основным направлением по формированию основ экологической безопасности у старших дошкольников мы выделили следующие задачи:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе); развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпа-тии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Основные содержательные линии экологического образования дошкольников представлены следующим образом: разнообразие окружающего мира, взаимосвязи в природе, цикличность явлений и процессов. В работе анализируются все содержательные линии и их конкретизация по разным направлениям экологии (Приложение 1).

Для успешного решения поставленных задач, прежде всего, было создано экологическое пространство. В комнате природы широко представлен растительный и животный мир. Дети старшего дошкольного возраста привлекаются к посильной заботе о животных в «Комнате природы».

На территории ДОУ имеются огород, цветник, а так же, в процессе создания и пополнения, экологическая тропа. Кроме этого в групповых комнатах организованы
- уголки природы (где также имеются комнатные растения в соответствии с программными требованиями);
- огород на окне (растения, которые выращиваются в нем зимой, ребята с удовольствием, пересаживают их на огород на территории ДОУ, где продолжают наблюдать за их ростом и ухаживать за ними);
- уголки экспериментальной опытнической деятельности.
Фрагмент адаптации экологических знаний на дошкольный уровень представлен в Приложении 2.

С целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с экологической обстановкой в родном крае и влиянием деятельности человека на окружающую среду организуется эколого-краеведческая работа с детьми, которая проводится не только на базе краеведческого музея, но и в краеведческом музее ДОУ, по следующим циклам занятий на темы:
- «Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду»;
- «Здоровье человека и окружающая среда».
Особое место и роль в работе с детьми по второму направлению работы, занимает организация в ДОУ природоохранных акций:
- «Сухая веточка»,
- «Поможем деревцу! »,
- «Капелька»,
- «Помоги птицам» и т. д.,
цель которых, способствовать формированию позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, осмыслению у дошкольников разных аспектов взаимодействия человека с природой.

В рамках акций проводится трудовой десант (трудовая деятельность детей, с целью привлечения детей к оказанию практической помощи объектам живой природы, это позволяет решать не только воспитательные задачи, но и формировать у детей положительное отношение к природе.

Также проводятся следующие мероприятия:
- Выпуск газеты «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
- Создание «Жалобной книги природы»;
- Игровые задания «Разведка примет природы» /сбор фактов/;
- Акции «Чистое утро», »Добрая зима», «Не рубите ёлки», «Чтобы дольше жили книжки», «Берёзкины слёзки» и другие;
- Конкурс рецептов «Вкусно, полезно красиво»;
- Изготовление книги «Путешествие в город Экоград».

Кроме этого, задачи по формированию основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста решаются в рамках занятий по ознакомлению с окружающим («Следы человека на планете Земля», цикла занятий по физической культуре («Знай свое тело», «Береги свое здоровье») и занятий по ОБЖ, экскурсий по зонам экологических проблем (загрязненное озеро, ближайший лесной массив и т. д.).

Вся работа по экологическому воспитанию детей в группе строится в тесном взаимодействии с семьей, так как для ребенка-дошкольника большое значение имеет пример взрослого, особенно близкого человека. Деятельность родителей с детьми в помощь природе - это участие в акциях, экологических праздниках, выставках-конкурсах. Кроме этого для родителей в группе с целью пропаганды действуют экологические газеты: «Елочка», «Прикоснись к природе сердцем» и т. д.

Формирование основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста, прежде всего направлена на то, чтобы сформировать у дошкольников чувство уверенности и ощущения комфортного проживания в тех экологических условиях на Земле, которые имеются в настоящее время. Результат экологического образования: вырастить отзывчивых, добрых, милосердных детей, экологически грамотных, воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

Список литературы:
В гости к деревьям (конспект занятия на экологической тропе) // Дошкольное воспитание. - 1995. - №8. - С. 22-27.
В гости к опасным растениям // Дошкольное воспитание. - 1994.- № 7.- С. 23-24.
Воздух - невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. - М.: Линка-Пресс, 1998. - 128 с.
Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: Линка-Пресс, 1997. - 72 с.
Наш дом - природа (тексты для чтения и обсуждения с детьми) // Дошкольное воспитание.- 1998. - №10. -С.38-48.
Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. - М.: Новая школа, 1993.
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб., 2000
Праздник волшебной воды (сценарий) // Дошкольное воспитание.- 1994.- №8.-С. 22-28.
Ребенок и природа // Справочник для родителей будущего первоклассника. - М.: ACT,- 2000.- С.20-28.
Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Карапуз, 2001.
Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М.:ИЦ Академия, 2010. – 208с.
Смирнова В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. - М.:СОЮЗ, 2010. – 208 с.
Экологическая тропа // Дошкольное воспитание. - 2000.-№4.- С. 25-36 . Тезисы докладов на научно-методических конференциях, совещаниях.
Экологический паспорт детского сада // Дошкольное воспитание.- 2000. - №2.-С. 30-38.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного образования. /Автор-составитель С.Н.Николаева. – М.: Издательство «АСТ», 1998.

Приложение 1
Основные линии экологического образования дошкольников

Рис. 1. Структура экологического образования «Наш
Первый уровень - ребенок вводится в мир природы с позиции целостного восприятия окружающего мира. Принцип целостности реализуется также через представление «ребенок - часть природы». Сравнивая по специально разработанным рисункам обычный дом человека и «дом-природу», ребенок узнает о том, что вокруг него есть воздух, вода, растения, животные, почва, солнце (тепло и свет), которые все тесно связаны друг с другом и с человеком. В этом уровне изучаются отличия объектов природы от искусственных, объектов живой природы от неживой.

Второй уровень предполагает более подробное ознакомление с отдельными компонентами природы: сначала неживой (блоки «Вода», «Воздух», «Камни, песок, глина»), затем - с компонентом, включающем живую и неживую природу («Почва»), и, наконец, - с компонентами живой природы (блоки «Растения», «Животные»). При этом каждый блок начинается с обращения к материалу первого блока «Я и природа».

Третий уровень возвращает ребенка к целостному восприятию природы, но на более высоком уровне: на основе полученной информации осмысливаются наиболее доступные для понимания ребенком взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы на примере леса (блок занятий «Лес»). Таким образом, на этом уровне природа также рассматривается как целостное образование, однако, теперь уже ребенок получает первые представления о том, как именно обеспечивается эта целостность за счет взаимосвязей и взаимоотношений организмов с окружающей средой.

Четвертый уровень (обобщающий): блок занятий «Человек и природа», в котором на конкретных примерах рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой (в первую очередь, самого ребенка) и возможные пути их решения. На основе сформировавшихся в процессе занятий представлений и эмоционально-положительного отношения к природе ребенок самостоятельно (под руководством взрослого) формулирует правила поведения в природе, оценивает действия человека (в том числе и собственные) с позиции безопасности для природы и для себя лично.

Каждый блок занятий состоит из комплекса взаимосвязанных тем. отражающих на доступном для дошкольника уровне содержание трех основных направлений экологии - биологической, социальной, прикладной, и реализуется через различные виды деятельности ребенка. Например, изучая блок «Вода», дети знакомятся с водой в природе, различными водоемами, свойствами и состояниями воды, водными животными и растениями, необходимостью экономить воду дома, некоторыми причинами и последствиями загрязнения рек, морей, способами их охраны. Все темы связаны друг с другом. Так, тема о свойствах воды связана с темой «Водные животные и растения» и помогает объяснить приспособленность водных организмов к среде обитания (вода прозрачная, значит, живые организмы могут видеть, а растения - получать солнечный свет; в грязной, мутной воде меньше света - ухудшается жизнь различных организмов; вода бывает теплой, холодной - в водоемах с разной температурой обитают разные животные, растения). В свою очередь, объяснение последствий загрязнения рек строится на основе представлений дошкольника о взаимосвязях водных организмов с окружающей средой.

Приложение 2

Адаптация экологических знаний на дошкольный уровень (фрагмент)

Проблема Адаптация на дошкольный уровень
Взаимосвязи в природе Невидимые ниточки природы (наблюдения в природе и в живом уголке, музыкальная, изобразительная деятельность, игры, решение творческих задач, чтение и обсуждение литературы).
Круговорот воды Путешествие капельки (наблюдения в помещении и на улице, опыты в лаборатории, подвижная игра, музыкальная, изобразительная деятельность, чтение и обсуждение литературы).

Круговорот вещества (образование почвы) Волшебные превращения листьев в почву (наблюдения на экологической тропинке за опавшими листьями, упавшими деревьями, пнями, грибами, проект «Листья», подвижная игра, изодеятельность, знакомство с дождевым червяком и его «работой», обсуждение авторской сказки, чтение литературы, акция по спасению дождевых червяков).

Тезисы к опыту работы

Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологически обоснованной деятельности и поведении, которые обеспечивают гармоничное развитие человечества в ближайшем будущем.

Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место в ней человека. Задачи по формированию основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста решаются в рамках занятий по ознакомлению с окружающим («Следы человека на планете Земля», цикла занятий по физической культуре («Знай свое тело», «Береги свое здоровье») и занятий по ОБЖ, экскурсий по зонам экологических проблем (загрязненное озеро, ближайший лесной массив и т.д.).

Образовательный процесс по экологическому воспитанию включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от более простых к более сложным знаниям (расширение и усложнение). Все блоки связаны между собой и предусматривают многократную повторность содержания на разных уровнях.

Вся работа по экологическому воспитанию детей в группе строится в тесном взаимодействии с семьей. Деятельность родителей с детьми в помощь природе - это участие в акциях, экологических праздниках, выставках-конкурсах.

Результат экологического образования: у дошкольников формируются основы экологической грамотности и культуры, ответственное отношение ко всему в природе и к своему здоровью. Дети начинают осознавать себя частью природы, учатся видеть невидимые связи всего со всем в природе, развивается эмоционально-положительное отношение к природе. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

 


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.