развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Свидетельство о публикации

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



«Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе
экологического обучения и воспитания младших дошкольников»

Выступление на педсовете

Автор: Хилькевич Ольга Александровна
Воспитатель
Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение города Омска,
детский сад компенсирующего вида №400

Скачать презентацию к выступлению >>

Особенности нынешнего этапа становления цивилизации в целом связаны с обострением целого комплекса проблем развития общества: экономический, энергетический, экологический, демографический кризисы, нарастание социальных и национальных конфликтов. Преодоление экологического кризиса связано с духовным оздоровлением общества, с переходом к новому качеству обменных процессов в биосфере. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному», то есть не разрушающему, а дополняющему, совершенствующему основные формы обменных процессов в биосфере. Необходимым условием такого перехода является устранение возникшей деформации, коррекция духовной культуры. Духовная культура- результат и процесс умственной деятельности людей: наука, искусство, мораль, образование. Именно через экологическое образование каждого человека можно достичь «природосообразного» поведения людей в окружающей среде.

Современную экологию нужно рассматривать как интегральную комплексную науку, которая:
изучает взаимоотношения организмов и среды;
определяет масштабы допустимого воздействия человека на среду;
выявляет пути снижения этих воздействий до полной нейтрализации.
Современная экология – родоначальница нового мировоззрения. Человек и среда взаимозависимы. Измененная человеком природа вызывает изменения в человеческом организме.

Экологическая культура личности должна пониматься как единство культуры познания и понимания экологических процессов, культуры ответственной деятельности человека в окружающей среде, экологическая культура включает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса, как отдельной личности, так и общества в целом.

Федеральная причина:
Сегодня речь идет о типе научного знания, обращенного в человека. Но, к сожалению, отмечаемая на всех уровнях «приоритетность экологического образования» не отражена в Федеральном Законе об образовании, сам предмет «Экология» не нашел место в учебном плане, а должность «эколог» в штатном расписании.

Локальная причина:
Экология ХМАО – экология региона, где нефтегазоразработки явились причиной экологического неблагополучия в регионе (даже в заповеднике ведутся геологоразведочные работы и бурение), необходимо менять потребительское сознание человека, для которого ХМАО – постоянное место жительства, от которого зависит его здоровье и состояние окружающей среды.

В соответствии с учебным планом программы «Детство», реализуемой на сегодняшний день в детском саду, разделу «природный мир» отводится 2 занятия в месяц. В связи с этим возникла необходимость введения в дошкольном образовательном учреждении новых форм экологического воспитания интегрированной направленности, способствующих:
- развитию нравственных качеств личности,
- формированию первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями,
- воспитанию гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом,
- формированию системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника через интегрированный подход.

В ДОУ я хочу реализовать систему работы по экологическому воспитанию «Ребенок открывает мир природы».

Цель системы: формирование осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста.

Задачами работы по этой системе являются:
-Формирование у дошкольников основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
- Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
- Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому на Земле;
- Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- Создание поэтапной системы по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.

Принципы организации воспитательно-образовательного процесса:
- последовательное распределение программного материала с учётом возрастающей детской компетентности;
- интеграция программных областей знаний: экология + развитие речи + двигательная активность;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций;
- рациональное сочетание разных видов детской деятельности (согласно возрасту интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки);
- обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;
- отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы и мотивационную сферу;
- сотрудничество между детьми, педагогами и родителями.

Суть системы в поэтапном освоении экологического материала, где деятельность воспитателя на каждом определенном этапе продиктована возрастными возможностями и особенностями ребенка-дошкольника.

1 этап - 2 Младшая группа
Направление экологического воспитания - Организация наблюдений в окружающем мире.

Основные задачи этапа –
1. Учить детей наблюдать за объектами и явлениями природы, применять элементы игротерапии с природоведческим содержанием: физкультминутки, динамически паузы, игры (программа М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья»)
2. Учить детей сравнивать и обобщать результаты наблюдений.
3. Наметить пути работы с родителями и педагогами с целью повышения знаний и умений по экологическому воспитанию дошкольников.

2 этап - Средняя группа
Направление экологического воспитания - Интегрированный подход к развитию речи и экологических представлений: «Развитие речи + экология»
Основные задачи этапа:
1) Продолжать накапливать багаж экологических представлений детей с позиции осознанно-правильного отношения к природе
2) Направлять познавательную активность детей, совершенствуя и развивая речь
3) Развивать творческие способности, отражая полученные знания в продуктивных видах деятельности, в играх
4) Формировать способность делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные способности

3 этап - Старшая группа
Направление экологического воспитания – Интегрированный подход к развитию двигательных навыков и экологических представлений: «Природа + движение»
Направление экологического воспитания –
1) Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе.
2) Расширять знания о неповторимости и многообразии объектов живой и неживой природы.
3) Формировать потребность в здоровом образе жизни через совершенствование разных видов движений, применять игровые упражнения в ежедневной активной деятельности.
4) Повышение уровня экологического сознания, познание природы через многообразие форм двигательной активности.

Проблема:
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.
Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Но увеличить нагрузку на воспитанников без ущерба для здоровья нельзя.
Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.

Объект исследования:
Экологическое воспитание дошкольников, формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения

Предмет исследования:
Создание системы экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Суть проектного предложения:
Создать целостную систему экологического воспитания дошкольников на основе здоровьесберегающих технологий в контексте единого воспитательно-образовательное пространства ДОУ и семьи.
Мы собираемся экспериментально подтвердить, что в результате действия в ДОУ предложенной системы экологического воспитания у дошкольников сформируются первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения,
А значит, выпускник ДОУ станет личностью, заботящейся о чистоте окружающей среды как гаранте собственного здоровья.

Цель:
Создание системы экологического воспитания и образования дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде, экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения как основы сохранения его здоровья

Задачи:
Провести «экологический всеобуч» для членов творческой группы по способам (технологиям, методикам, формам) эффективной организации экологического воспитания и образования дошкольников
Создать систему экологического воспитания дошкольников через:
Получение экологических ЗУН на занятиях
Получение экологических ЗУН вне занятий
Получение знаний на прогулке
Получение экологических ЗУН в рамках культурно-досуговой деятельности
Развитие экологической среды в группе и экологического пространства в ДОУ
Внедрение здоровьесберегающего компонента в экологическое воспитание
Деятельность вне детского сада
Летняя оздоровительная работа
Создание единого воспитательного пространства семьи и ДОУ
Повышение профессионализма педагогов в воспитании экологической культуры
Отработать систему диагностики и мониторинга для отслеживания динамики формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, приобретения навыков здорового образа жизни, сохранения параметров здоровья.

Сроки проведения:
2011/2012 - 2013/2014 (проект рассчитан на 3 года).

Ожидаемые результаты проекта:

а) на уровне образовательного учреждения:
Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников

б) на уровне педагогического процесса:
совершенствование форм экологического воспитания дошкольников, переход от узкопредметного обучения к интеграционному.

в) педагогической системы:
переход от традиционной системы обучения и воспитания к обучению с помощью активных форм и методов, внедрению здоровьесберегающих инновационных технологий.
Система работы по экологическому воспитанию предусматривает перспективный план работы с родителями, где отражены различные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные, коллективные, индивидуальные.

Скачать презентацию к выступлению >>

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

 


Рейтинг@Mail.ru

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.