Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе экологического обучения и воспитания младших дошкольников

«Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе
экологического обучения и воспитания младших дошкольников»

Выступление на педсовете

Автор: Хилькевич Ольга Александровна
Воспитатель
Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение города Омска,
детский сад компенсирующего вида №400

Скачать презентацию к выступлению >>

Особенности нынешнего этапа становления цивилизации в целом связаны с обострением целого комплекса проблем развития общества: экономический, энергетический, экологический, демографический кризисы, нарастание социальных и национальных конфликтов. Преодоление экологического кризиса связано с духовным оздоровлением общества, с переходом к новому качеству обменных процессов в биосфере. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному», то есть не разрушающему, а дополняющему, совершенствующему основные формы обменных процессов в биосфере. Необходимым условием такого перехода является устранение возникшей деформации, коррекция духовной культуры. Духовная культура- результат и процесс умственной деятельности людей: наука, искусство, мораль, образование. Именно через экологическое образование каждого человека можно достичь «природосообразного» поведения людей в окружающей среде.

Современную экологию нужно рассматривать как интегральную комплексную науку, которая:
изучает взаимоотношения организмов и среды;
определяет масштабы допустимого воздействия человека на среду;
выявляет пути снижения этих воздействий до полной нейтрализации.
Современная экология – родоначальница нового мировоззрения. Человек и среда взаимозависимы. Измененная человеком природа вызывает изменения в человеческом организме.

Экологическая культура личности должна пониматься как единство культуры познания и понимания экологических процессов, культуры ответственной деятельности человека в окружающей среде, экологическая культура включает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса, как отдельной личности, так и общества в целом.

Федеральная причина:
Сегодня речь идет о типе научного знания, обращенного в человека. Но, к сожалению, отмечаемая на всех уровнях «приоритетность экологического образования» не отражена в Федеральном Законе об образовании, сам предмет «Экология» не нашел место в учебном плане, а должность «эколог» в штатном расписании.

Локальная причина:
Экология ХМАО – экология региона, где нефтегазоразработки явились причиной экологического неблагополучия в регионе (даже в заповеднике ведутся геологоразведочные работы и бурение), необходимо менять потребительское сознание человека, для которого ХМАО – постоянное место жительства, от которого зависит его здоровье и состояние окружающей среды.

В соответствии с учебным планом программы «Детство», реализуемой на сегодняшний день в детском саду, разделу «природный мир» отводится 2 занятия в месяц. В связи с этим возникла необходимость введения в дошкольном образовательном учреждении новых форм экологического воспитания интегрированной направленности, способствующих:
 — развитию нравственных качеств личности,
 — формированию первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями,
 — воспитанию гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом,
 — формированию системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника через интегрированный подход.

В ДОУ я хочу реализовать систему работы по экологическому воспитанию «Ребенок открывает мир природы».

Цель системы: формирование осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста.

Задачами работы по этой системе являются:
-Формирование у дошкольников основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
 — Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
 — Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому на Земле;
 — Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
 — Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
 — Создание поэтапной системы по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.

Принципы организации воспитательно-образовательного процесса:
 — последовательное распределение программного материала с учётом возрастающей детской компетентности;
 — интеграция программных областей знаний: экология + развитие речи + двигательная активность;
 — развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций;
 — рациональное сочетание разных видов детской деятельности (согласно возрасту интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки);
 — обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;
 — отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы и мотивационную сферу;
 — сотрудничество между детьми, педагогами и родителями.

Суть системы в поэтапном освоении экологического материала, где деятельность воспитателя на каждом определенном этапе продиктована возрастными возможностями и особенностями ребенка-дошкольника.

1 этап — 2 Младшая группа
Направление экологического воспитания — Организация наблюдений в окружающем мире.

Основные задачи этапа –
1. Учить детей наблюдать за объектами и явлениями природы, применять элементы игротерапии с природоведческим содержанием: физкультминутки, динамически паузы, игры (программа М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья»)
2. Учить детей сравнивать и обобщать результаты наблюдений.
3. Наметить пути работы с родителями и педагогами с целью повышения знаний и умений по экологическому воспитанию дошкольников.

2 этап — Средняя группа
Направление экологического воспитания — Интегрированный подход к развитию речи и экологических представлений: «Развитие речи + экология»
Основные задачи этапа:
1) Продолжать накапливать багаж экологических представлений детей с позиции осознанно-правильного отношения к природе
2) Направлять познавательную активность детей, совершенствуя и развивая речь
3) Развивать творческие способности, отражая полученные знания в продуктивных видах деятельности, в играх
4) Формировать способность делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные способности

3 этап — Старшая группа
Направление экологического воспитания – Интегрированный подход к развитию двигательных навыков и экологических представлений: «Природа + движение»
Направление экологического воспитания –
1) Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе.
2) Расширять знания о неповторимости и многообразии объектов живой и неживой природы.
3) Формировать потребность в здоровом образе жизни через совершенствование разных видов движений, применять игровые упражнения в ежедневной активной деятельности.
4) Повышение уровня экологического сознания, познание природы через многообразие форм двигательной активности.

Проблема:
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.
Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Но увеличить нагрузку на воспитанников без ущерба для здоровья нельзя.
Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.

Объект исследования:
Экологическое воспитание дошкольников, формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения

Предмет исследования:
Создание системы экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Суть проектного предложения:
Создать целостную систему экологического воспитания дошкольников на основе здоровьесберегающих технологий в контексте единого воспитательно-образовательное пространства ДОУ и семьи.
Мы собираемся экспериментально подтвердить, что в результате действия в ДОУ предложенной системы экологического воспитания у дошкольников сформируются первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения,
А значит, выпускник ДОУ станет личностью, заботящейся о чистоте окружающей среды как гаранте собственного здоровья.

Цель:
Создание системы экологического воспитания и образования дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически — деятельностного отношения к окружающей среде, экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения как основы сохранения его здоровья

Задачи:
Провести «экологический всеобуч» для членов творческой группы по способам (технологиям, методикам, формам) эффективной организации экологического воспитания и образования дошкольников
Создать систему экологического воспитания дошкольников через:
Получение экологических ЗУН на занятиях
Получение экологических ЗУН вне занятий
Получение знаний на прогулке
Получение экологических ЗУН в рамках культурно-досуговой деятельности
Развитие экологической среды в группе и экологического пространства в ДОУ
Внедрение здоровьесберегающего компонента в экологическое воспитание
Деятельность вне детского сада
Летняя оздоровительная работа
Создание единого воспитательного пространства семьи и ДОУ
Повышение профессионализма педагогов в воспитании экологической культуры
Отработать систему диагностики и мониторинга для отслеживания динамики формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, приобретения навыков здорового образа жизни, сохранения параметров здоровья.

Сроки проведения:
2011/2012 — 2013/2014 (проект рассчитан на 3 года).

Ожидаемые результаты проекта:

а) на уровне образовательного учреждения:
Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников

б) на уровне педагогического процесса:
совершенствование форм экологического воспитания дошкольников, переход от узкопредметного обучения к интеграционному.

в) педагогической системы:
переход от традиционной системы обучения и воспитания к обучению с помощью активных форм и методов, внедрению здоровьесберегающих инновационных технологий.
Система работы по экологическому воспитанию предусматривает перспективный план работы с родителями, где отражены различные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные, коллективные, индивидуальные.

Скачать презентацию к выступлению >>

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.