Взаимодействие ДОУ с семьей

«Взаимодействие ДОУ с семьей»
(опыт работы)

Автор: Бауэр Иннесса Евгеньевна
Старший воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Полтавский детский сад «Родничок» р.п. Полтавка, Омской области

Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине наше дошкольное учреждение сегодня ориентируется на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

Целью взаимодействия нашего ДОУ с семьей является решение задач, направленных на повышение качества воспитания и образования детей, вовлечение всех родителей в педагогический процесс ДОУ. В соответствии с этим и была определена система деятельности, основанная на принципах:
 — доброжелательности, взаимопонимания, доверия, открытости;
 — целенаправленности, систематичности, плановости;
 — дифференцированного подхода к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.

В своей практике мы используем разнообразные формы совместной деятельности педагогов, родителей и детей. При изучении семей воспитанников широко используем анкетирование с целью сбора информации путем письменных ответов родителей на поставленные вопросы анкеты (например: «Ваше мнение о работе детского сада», «Комфортность ребенка в ДОУ», «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей»). Полученные в ходе ответов на вопросы анкеты данные обобщаем, подвергаем анализу, чтобы затем принять на этой основе стратегические и тактические решения по организации взаимодействия с семьей, а затем начинаем работу и с детьми, и с родителями. Информацию систематизируем и отражаем в лаконичной форме, составляя социальный портрет семьи.
В работе с родителями широко используем беседы, чтобы в результате общения с ними получить необходимую информацию о ребенке. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет прикоснуться к внутреннему миру родителей, увидеть успехи и затруднения в воспитании детей. Проводим индивидуальные беседы с родителями в утренние и вечерние отрезки времени. И предлагаем следующие темы бесед: «Игры дошкольника в семье», «Организация режима дня в семье», «Как подготовить ребенка к школе». В беседах стараемся вызвать родителей на откровенность, ответить на все вопросы об их ребенке, его поведении в детском саду, взаимоотношениях со сверстниками, а со стороны родителей узнаем о проблемах, которые обсуждаем на следующей встрече.
Папки – передвижки мы изготавливаем для того, чтобы подробно ознакомить родителей с теми или иными вопросами воспитания. Их названия связано с тем, что весь материал в папке может передаваться во временное пользование родителям домой. В спокойной обстановке они могут изучить содержимое папки и затем вернуть ее в детский сад. С интересом родители изучили папки – передвижки «Дорожная азбука», «Один дома», которые объяснили им как закрепить у детей правила дорожного движения при переходе улицы, правила перевозки в личном автомобиле детей в автомобильном кресле. Родители закрепили знания детей в пользовании телефоном «01» при возникновении пожара, знания домашнего адреса.

Один раз в квартал проводим групповые родительские собрания, которые являются действенной формой работы воспитателя с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада. Систематически в ДОУ проводятся Дни открытых дверей, где родители могут посмотреть занятия, оздоровительные мероприятия, театрализованные представления, концерты. День открытых дверей – это форма взаимодействия с родителями, открывающая дверь в мир детского сада. В этот день мы представляем семьям воспитанников достижения детей.

Традиционно в ДОУ проводятся Дни здоровья, спортивные развлечения с участием родителей «Мама, папа, я – спортивная семья», «А ну-ка мамы», «Мы лисичке помогаем – вместе по лесу гуляем».

Совместное участие педагогов, родителей и детей в методических мероприятиях, сближает всех, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами, что является залогом плодотворного сотрудничества и заинтересованности родителей в будущем своих детей, и стремление детей быть лучшими в глазах своих родителей: изготовление костюмов, атрибутов к утренникам, ролевое участие в новогодних праздниках, в организации конкурсов, фотовыставок.

Огромное значение имеют «Встречи с интересными людьми». Это родители, бабушки, дедушки. Они рассказывают о своей работе, выборе профессии, той деятельности, которую они выполняют. Когда ребенок видит своего родного и близкого человека, то гордится им, возникает чувство уважения.

Организуем совместные походы , экскурсии, посещение музея – это сплачивает, способствует открытому взаимодействию. Цель таких мероприятий не только совместный отдых, но и опосредованное обучение родителей элементарным способам организации детско – взрослой деятельности, показ средств налаживания контактов и путей выхода из сложных педагогических ситуаций.

Наши родители не остаются равнодушными к делу дошкольного воспитания и оказывают посильную помощь в благоустройству территории детского сада. С удовольствием принимают участие в ремонте оборудования и группы.

В группах сложились свои традиции: совместные дни рождения детей ; стенд «Звонкое лето», где размещены фотографии родителей с детьми во время летнего отдыха; выставки «Дары природы» (поделки из природного материала»)

Данные мероприятия способствуют сплоченность коллектива родителей, детей и педагогов, дают положительный эффект – это эмоциональные и доверительные отношения всех членов единого содружества и возможность поближе узнать интересы семей, познакомиться и подружиться. Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в нашем ДОУ носит ярко выраженный характер сотрудничества, что является одним из важных условий повышения качества дошкольного образования.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.