развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Свидетельство о публикации

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



Создание в детском доме благоприятных условий проживания воспитанников, приближенных к семейным

Авторы: Вихрова Валентина Васильевна
Директор, высшая квалификационная категория,
Васнецова Светлана Геннадьевна
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, высшая квалификационная категория
КОУ «Петропавловский детский дом», Омская область, р.п. Муромцево.

Актуальность решения проблем устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не вызывает сомнения. Но мы не имеем иллюзий на тот счет, что детские дома, как одна из форм устройства детей-сирот, исчезнет в ближайшее время. Поэтому предлагаем вашему вниманию опыт работы Петропавловского детского дома Омской области по созданию благоприятных условий проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейные детские дома — в нашей стране явление уже не новое. Называются они одинаково, но все они очень разные. Разные по созданию моделей семьи, по устройству быта, по сформированным традициям.
Опыт работы нашего детского дома по созданию благоприятных условий, приближенных к домашним – это результат, конечно же, многолетнего творческого поиска педагогического коллектива.
Наш детский дом самый обыкновенный, таких много в России. Но и в самом обычном детском доме можно создать условия для формирования у воспитанников навыков социальной адаптации.

С 1989 года детский дом работает как детский дом семейного типа. Были реконструированы все жилые помещения. Сейчас каждая группа – семья проживает в отдельной квартире, которая включает: спальни, комнаты отдыха, бытовые комнаты, столовые. Санитарные комнаты оборудованы в соответствии с санитарными нормами и правилами: имеются комнаты для сушки и глажения белья, современные стиральные машины, душевые кабины. Жилые комнаты оборудованы необходимой мебелью, имеются телевизоры, компьютеры, музыкальные центры, в квартирах создан комфорт и уют.

Но как не был устроен быт детей, мы прекрасно понимаем, что не только созданием квартир и других условий, а всем содержанием воспитательной работы, взаимоотношениями, самой атмосферой мы должны максимально приблизить условия к благополучной семье.
В нашем доме воспитывается 32 ребенка. Создано 4 группы- семьи, на каждой из которых работает по два воспитателя. В семье проживают дети разного возраста по родственному признаку, до 8 человек.

Дети школьного возраста посещают общеобразовательную школу, дошкольники – сельский детский сад.
Живя на протяжении всего пребывания в детском доме в одной семье, дети участвуют в домашних делах, заботятся друг о друге, ощущают свою защищенность, учатся взаимной ответственности.
В результате многолетних поисков в каждой семье сложился свой уклад жизни.
Но главной задачей организации работы семей остается – подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и основное направление жизнедеятельности всех семей – это самообслуживание.

Поэтому вся работа в семье выполняется только ее членами – это и стирка личных вещей, уборка всех помещений, косметический ремонт. Ребята сами оформляют интерьер своей квартиры. Девочки постигают азы декоративно-прикладного творчества, мальчики – столярного дела и своими работами украшают комнаты квартиры. Старшие ребята проявляют себя, как хозяева, объясняя малышам правила бережного отношения к имуществу. Полученные детьми навыки ухода за жилищем станут основой в формировании личностных качеств воспитанников, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.

Система трудового воспитания разработана с учетом специфики сельской местности. В детском доме имеется теплица на 40 кв.м., в которой выращивается рассада цветов и помидор для собственных нужд и на продажу. Овощи выращиваются на 0,3 га, картофель – 5 га. Каждая семья имеет свой земельный участок, где выращивают овощи. Активное участие каждого ребёнка в посильном труде дает положительный результат. Ежегодно воспитанники сами обеспечивают себя овощами. Кроме того, каждая семья делает заготовки на зиму: дети учатся варить варенье, солить огурцы и помидоры, участвуют в засолке капусты. Эти запасы, становятся хорошим подспорьем к столу во время семейных праздников.
Занятость воспитанников на приусадебном участке позволяет успешно решать задачи обучения воспитанников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания.


Большая работа семьями проводится и по благоустройству территории детского дома. И поэтому территория детского дома представляет собой цветущий сад. Красивые цветы, любовно посаженные руками детей, украшают наш дом. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, дети не только получают положительные эмоции, но и учатся оберегать красоту, создавать её своими руками. 
Ежегодно осенью каждая семья разрабатывает проекты по благоустройству территории нашего дома. В течение зимы делает заготовки для его реализации, а весной оформляет проект на территории.
Объединив, усилия всех семей мы украсили территорию детского дома, превратили ее в зону отдыха детей.
В детском доме нет дворников: вся территория схематично разделена на участки, за которыми закреплена определенная семья. Круглогодично ребята содержат свою территорию в чистоте.

Использование методов стимулирования, собственный пример педагогов, осуществление индивидуального подхода помогает воспитанию у детей положительного отношения к труду. Благодаря привлечению к работе самих воспитанников, ребята стали бережней относится к имуществу, так как непосредственно участвуют в ремонте, оформлении интерьера своих семей. Благодаря проводимой работе дети начинают объективно оценивать результаты работы других людей. Кроме того, они приобретают необходимые трудовые навыки, которые помогут им более успешно адаптироваться в самостоятельной жизни.
Особое внимание в каждой семье уделяется вопросам успеваемости детей в школе. Воспитатели работают в тесном контакте с учителями: постоянно посещают родительские собрания, уроки, беседуют с преподавателями, в семье дополнительно занимаются со слабоуспевающими ребятами.
В каждой семье сложились определенные традиции, которые сплачивают семью, создают атмосферу взаимопонимания и помощи.

Один раз в неделю каждая семья на семейном собрании обсуждает свои проблемы и достижения, вопросы успеваемости, так же обсуждают общие проблемы детского дома, например вопросы экономии воды и электроэнергии. Один раз в месяц на собраниях озвучиваются показания счетчиков и размер оплаты коммунальных услуг. Ребята обсуждают размер прибыли, полученной от приусадебного участка. Планируют работу на предстоящую неделю. На таких собраниях у детей формируется привычка решать вопросы всей семьей, считаться с другими членами семьи, нести ответственность за дела в семье.
В одной из семей стало традицией чтение книг в семейном кругу, в результате у воспитанников вдвое возросла читательская активность.

В другой семье ведется работа по оформлению музея истории семьи. Семьей проделана большая поисковая работа по восстановлению истории семьи с момента её создания. Все материалы были систематизированы в семейной летописи «Семейный архив представляют юные» и в фотоальбоме «Семейный альбом хранит наши судьбы». Оформлено семейное древо, на котором размещены фотографии всех воспитанников и воспитателей семьи с момента её возникновения. Знания и умения, полученные детьми в процессе коллективного оформления музея, несомненно, пригодятся им в самостоятельной жизни - это традиции оформления фотоальбомов, семейного древа.

Фотоальбомы оформляются в каждой семье, кроме того каждый воспитанник оформляет альбом «История моей жизни». Оформляя, его ребёнок осознаёт своё прошлое, настоящее и будущее. Этот альбом, особенно дорог детям, потому что напоминает им о прошлой жизни.
Сам ребёнок испытывает затруднения в оформлении такого альбома в написании некоторых его страниц, подборе материала. Поэтому воспитатель с каждым ребёнком индивидуально работает над альбомом его жизни. Они обсуждают материалы, которые помещаются в альбом, продумывают, на какой странице будут располагаться фотографии, картинки, рисунки, письма. По мере возможности педагоги помогают ребёнку сфотографировать те места, где он жил (например, роддом, где он родился, детский дом, и дом где он жил). В будущем этот альбом обязательно ему пригодиться для воспоминаний о прошлом и пополнит архив семейных фотографий.

Каждая семья отличается многообразием своих традиций: это и семейная лыжня, и выпуск альбомов «Наши выпускники», и чтение на ночь сказок малышам. Традиции семьи дают возможность ребенку ощутить чувство гордости за свою семью и за себя. Каждая семья по-своему празднует Новый год, Рождество, и другие календарные праздники.
В ходе подготовки к этим праздникам ребята учатся проводить вместе досуг, дарить друг другу подарки, сервировать праздничный стол и готовить различные блюда. У каждой семьи есть свои особые блюда, кулинарные изыски. И у каждого ребенка есть книга для записи рецептов. Сейчас уже в этих книгах записано достаточно много рецептов.
Каждый ребенок празднует в семье свой день рождения. Ритуалы празднования дня рождения разные: кто-то фиксирует рост ребенка и обводит ручку, кто-то создает фото галерею, кто-то готовит забавные поздравления.

Традиционным в семьях стало проведение вечеров «Попробуй волшебником стать», где дети занимаются рукоделием. Все девочки в семьях вяжут, вышивают, мальчики занимаются резьбой по дереву. Практически все занимаются бисероплетением. Навыки по рукоделию ребята приобретают на кружках, которые работают на базе детского дома - это центр декоративно-прикладного искусства, швейное дело, столярное дело.

Тесные дружеские отношения связывают членов семьи с выпускниками. Воспитатели регулярно посещают учебные заведения, где продолжают обучение бывшие воспитанники, встречаются с преподавателями, воспитателями общежитий. Выпускникам оказывают помощь в создании уюта в комнатах общежития.
Семья детского дома для них становится действительно своей. Они знают, что его ждут дома, обязательно выслушают, окажут поддержку и помощь в трудную минуту. Наши выпускники приезжают в гости не просто в детский дом, а в свою семью.

Организация работы по семейному принципу в нашем доме дает положительные результаты: в детском доме отсутствуют случаи самовольных уходов; воспитанники не состоят на учете в ПДН; около 40% детей обучаются в школе на 4 и 5, на протяжении 20 лет нет неуспевающих; значителен процент выпускников, обучающихся в высших учебных заведениях. В настоящее время в ВУЗах обучается - 12 воспитанников, в СУЗах – 13, НПО – 4 воспитанника.
100% воспитанников охвачены кружковой работой, 25% обучаются в художественной и музыкальной школах. Творческие работы воспитанников представлены на конкурсах различного уровня, так в 2013 году на Всероссийских конкурсах детского творчества было представлено – 64 работы, региональном уровне – 32.

Совместная деятельность ребят в семье: трудовая, игровая, учебная, спортивная, а также поддержание добрых традиций семьи – все это сплачивает семью, способствует укреплению родственных уз. Создается атмосфера постоянного внимания детей друг к другу, к успехам каждого члена семьи. Общие интересы объединяют братьев и сестер, создают эмоциональный комфорт, атмосферу доверия и чувство родства, надежности от совместного проживания.

Создание семейной атмосферы в детском доме не снимает с педагогического коллектива задачи по устройству детей в полноценные семейные условия.
Поэтому наша задача – привлечь внимание граждан к проблемам детей-сирот, формировать в общественном сознании ориентацию на усыновление детей, их прием на воспитание в семью, оказание им иной посильной помощи.

Литература

Закон Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка". — М., 2005.-64 с.
Зорин А. Выпускники. Детский дом может быть родным домом. Журнал «Детский дом» 2010г. - 2 – с. 26-28.
Лебедева, Е. О. Детские дома: быть или не быть? / Е. О. Лебедева // Детский дом. 2007. - № 2. - С. 5-10.
Ослон, В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В. Н. Ослон. М.: Издательство «Генезис», 2006. — 368 с.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-ое издание – СПб. Питер 2005г. – 400с.

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

 


Рейтинг@Mail.ru

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.