Содержание статьи
Конспект занятия «В дела ты добрые вложи все лучшее своей души»
Автор: Тулынина Любовь Анатольевна
Воспитатель
МБДОУ «Радуга» города Заинска республики Татарстан
Задачи:
-учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Совершать для них добрые дела;
— закрепить понятия «доброта», «добрый», «милосердный»;
— развивать чуткость, отзывчивость, внимание;
— научить вежливой форме общения, упражнять детей в употреблении вежливых слов;
— уточнить представление детей о добрых и злых поступках и их последствии, развивать умение высказывать суждения;
— воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в сердцах и душах других людей.
Актуальность:
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом — как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры? Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека.
С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Участники проекта:
-воспитатели группы; дети 3-4 года; родители
Методы исследования:
Наблюдения и беседы; работа с родителями; изучение литературных источников по теме «Доброта» и информации в Интернете ; дидактические игры. Проблемные ситуации, поиск ответа на вопрос «Как поступить?
Ожидаемые результаты:
— развитие положительного, доброго отношения детей к окружающему миру;
— развитие познавательных и экологических навыков детей;
— способность к речевому планированию (активизация планирующей функции речи);
— умение работать в группе активно, сообща;
-умение поступать адекватно в различных ситуациях, контролировать свои эмоции;
— обогащение эмоциональной сферы;
— формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.
Реализация проекта: Подготовительный этап
Цель:
— вызвать у детей желание совершать «добрые» поступки;
— обогатить опыт детей действиями и поступками, которые могут порадовать близких.
Воспитатель обращает внимание детей на цветок в вазе, который она
нашла по дороге в детский сад. Рассказывает детям, что это волшебный цветок, который вырастила Фея Доброты. Его украл злой волшебник, чтобы все люди были злыми и угрюмыми. Когда он нёс его, то цветок случайно выпал и остался лежать на дороге, в надежде на то, что его найдут добрые люди. Цветок просил меня отыскать добрых, заботливых детей, которые умеют жалеть, никого не обижают, всем помогают, не бросают в беде. Воспитатель предлагает помочь цветку распустится от добрых дел детей.
Воспитатель предлагает детям собраться вокруг цветка и рассказать о том, как добрыми поступками дети могут порадовать своих близких.
Основной этап: Цель:
— учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Совершать для них добрые дела;
— уточнить представление детей о добрых и злых поступках и их последствии;
-развивать умение высказывать суждения;
— побуждать детей к положительным поступкам и делам.
В природном уголке предложить детям посмотреть вокруг и определить
кто (или что) нуждается сейчас в добрых делах, помощи детей.
Труд в уголке игрушек «Помоги игрушке».
Экскурсия по детскому саду. Уточнить знания о профессиях людей, которые организуют жизнь детей в детском саду
Сюжетно-ролевые игры: Научить вежливой форме общения
Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев
Путешествие по сказкам «Добрые поступки героев сказок и их последствия»
-Беседа «Как и чем можно порадовать близких». « Как много слов прекрасных – волшебных добрых слов!»
-Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?» «Мешок добрых дел», «Помогаем маме». -Словесные игры: «Назови много добрых слов», «Вежливые слова»,
«Все наоборот» (Приложение 1).
-Тест для родителей «Я и мой ребенок» (Приложение2)
-Заповеди родителям от ребенка(Приложение3)
-Консультация для родителей «Будем добры» (Приложение4).
Заключительный этап: Воспитатель обращает внимание детей на то, что какой красивый цветок у нас распустился, и Фея Доброты спасена.
-Ребята, какие чувства вызвал у вас цветок?
-Дети — восторг, восхищение, радость, красота.
-Как мы назовем наш чудесный цветок?
-Это будет Цветок Доброты.
После таких слов хочется улыбаться и непременно делать добрые дела.
Люди будут добрыми, если дети совершают добрые дела.
Приложение 1
Игры
Игра «Звери на болоте».
• Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, в нужный момент оказывать им помощь.
• Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за товарища.
• Продолжать обогащать словарь детей выражениями: словесной вежливости (пожалуйста, спасибо и др.)
Ход игры:
Играют все дети группы. Они — «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Что бы он не утонул, ему надо помочь — это может сделать партнер (его пара). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.
Словесная игра «Все наоборот».
Цель: активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему.
Взрослый: Я назову животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк — волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.) — Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж и др.
Дидактическая игра: «Оцени поступок».
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость.
Взрослый достает из конверта карточки из дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение.
Игра «Волшебный стул».
Тот, кто садится на «волшебный стул» становится принцем (принцессой), а остальные дети по очереди говорят ребенку, сидящему на стуле только добрые и хорошие слова.
Приложение 2
Тест для родителей «Я и мой ребенок»
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности.
Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Вопросы
Ответы
Можете ли вы
Могу и всегда так поступаю
Могу, но не всегда так поступаю
Не могу
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
A
Б
В
2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?
А
Б
В
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
А
Б
В
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
А
Б
В
Вопросы
Ответы
Можете ли вы
Могу и всегда так поступаю
Могу, но не всегда так поступаю
Не могу
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?
А
Б
В
6. Поставить себя на место ребенка?
А
Б
В
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?
А
Б
В
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства представил. Вас в невыгодном свете?
А
Б
В
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
А
Б
В
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
А
Б
В
Вопросы
Ответы
Можете ли вы
Могу и всегда так поступаю
Могу, но не всегда так поступаю
Не могу
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и не во что не вмешиваться?
А
Б
В
12. Не реагировать, если Ваш ребенок ударил грубо толкнул или просто не заслуженно обидел другого ребенка?
А
Б
В
13.Устоять против детских просьб и слез, если уверенны, что это каприз, мимолетная прихоть?
А
Б
В
Ключ к тесту
Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» — в 2 очка, ответ «В» — в 1 очко. Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты. Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, и в других случаях — излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Число очков — менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желание добиться этого, а возможно того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов — педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Приложение 3
Заповеди родителям от ребенка
• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
• Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
• Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.
• Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».
• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
• Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
• Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на продолжение их.
• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с нами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позднее.
• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
• Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
• Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.
• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию где-то на стороне.
• Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
• Никогда даже и не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
• Не беспокойтесь, что мы проводим, вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
• Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все, же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
• Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
Приложение 4
Консультация для родителей «БУДЕМ ДОБРЫ».
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное в это время — проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку, покормил птичку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым, детям, животным, и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что отрицательную.
Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.
Учите детей доброте всегда и везде. Даже сказанное невзначай слово будет услышано. Во время совместной прогулки не забывайте посмотреть по сторонам, подметить красивое, интересное. Всегда есть что-то, достойное внимания, а возможно, и сочувствия. Не ленитесь объяснить ребенку, почему вы сочли нужным проявить участие или сочувствие. Видя ваше бережное отношение к окружающему миру, ребенок впитает его так же естественно, как материнское молоко. И это обернется пользой, прежде всего, для Вас самих.
Но бывает и так, что взрослые вкладывают всю душу, чтобы передать ребенку свои чувства, а ребенок остается безучастным к красоте окружающего. В таких случаях надо предлагать ему самому высказаться, чтобы понять, чувствует ли он красоту, каково его образное восприятие. Мальчик видит ландыш и кричит: «Мама, посмотри, какой ландыш!» — «Какой же?» — спрашивает мама. «Нежный, душистый». И мама вспоминает стихотворение Е. Серовой «Ландыш»:
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«В дела ты добрые вложи все лучшее своей души»
Беседы (В.И.Петрова, Этические беседы с детьми 3-7 лет)
O Почему нужно уметь уступать? (с.26). Цель: Учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.
O Добрые дела (с.46). Цель: Объяснить детям, что добрые дела доставляют радость.
O О правде (с.50). Цель: Объяснить детям, что всегда надо говорить правду. Что правдивость и честность – хорошие качества человека.
O Я люблю трудиться! (с.57). Цель: Рассказать детям о полезности и значимости труда.
O В.Осеева «Волшебное слово», «Синие листья».
O Сказки (уточнение представлений детей о добрых и злых поступках и их последствии):
« Волк и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц»,
«Красная шапочка», «Морозко».
Развитие речи: составление описательного рассказа по серии сюжетных картинок «Добрый поступок».
Коммуникативные игры: Цветок добра; Улыбнись другу; Давайте познакомимся.
Дидактические и словесные игры: В мире сказок; Добрые и вежливые слова; Кто больше знает добрых слов; Оцени поступок.
Н.В.Микляева «Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет»
O Наши имена. Ласковые слова, стр.130. Кто я такой и что я могу?, стр.134. Пожалуйста!, стр.153.
Л.Лопатина, М.Скребцова, «Моя семья. Как живут дети?» Из серии «Добрый ребенок»
Моя мама; Мой папа; Моя бабушка; Братья и сестры.
Продуктивная деятельность:
-Копилка добрых слов; Конструирование Цветка добра; Цветок для мамы.
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
O Васильева М.В, Гербова В.В, КомароваТ.С «Программа воспитания и обучения в детском саду».
O Веракса Н.Е, Васильева М.В, КомароваТ.С «Программа «От рождения до школы».
O О.В. Елецкая, Е.Ю. Вареница «День за днем говорим и растем: пособие по развитию детей раннего возраста» (М., 2007 г.);
O Буре Р.С., Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М., 2011г.;
O Петрова В.И., Стульник Т.Д., Нравственное воспитание в д/с: методическое пособие. М., 2010 г.;
O Этические беседы с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. М., 2010 г.;