Содержание статьи
Рассказывание по картине
«Бурые медведи. Весна»
с использованием приёмов с элементами ТРИЗ
Конспект НОД в подготовительной группе с ОНР
Автор: Симанович Людмила Викторовна
воспитатель группы №5 высшей квалификационной категории
ГБДОУ д/с № 96 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»
Задачи: обобщить знания детей о жизни диких животных; продолжать работу над составлением описательного рассказа по картине, придумывая предшествующие и последующие события; развивать умение подбирать образные характеристики рассматриваемых объектов; обогащать словарь по теме (сравнительные прилагательные, однокоренные слова, синонимы); активизировать использование в речи сложных распространённых предложений; упражнять в определении состояния героев по внешним признакам; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление; закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи; воспитывать бережное отношение к окружающему миру природы и животных.
Предварительная работа: рассказы воспитателя на тему «Жизнь медведей», чтение отрывков Т.А. Шарыгина «Какие звери в лесу?»; пересказ В. Бианки «Купание медвежат»; составление описательных рассказов о диких животных с использованием наглядного моделирования; составление загадок (ТРИЗ).
Материал: картина «Бурые медведи. Весна» из серии «Дикие животные»; плоскостное изображение волшебного сказочного героя Лесовика, макет часов, листы бумаги А4 на каждого ребёнка для сворачивания в «видеокамеру».
Ход занятия:
1. Организационный момент
Педагог выставляет плоскостное изображение сказочного героя Лесовика.
— Посмотрите, к нам пришёл Лесовик. Он приглашает нас на прогулку.
Педагог выставляет картину «Бурые медведи. Весна».
— Куда мы пойдём вместе с Лесовиком?
(В весенний лес, к семье медведей)
— Мы пойдём в лес, понаблюдаем за жизнью семьи медведей и придумаем рассказ об увиденном.
2. Рассматривание картины.
Дидактическое упражнение «Я всегда с собой ношу видеокамеру ...»
— Установите волшебную «видеокамеру». Что вы видите через свой глазок?
(Я вижу семью медведей, медведицу, медвежат, ели, вербу, муравейник и т.д.)
Педагог фиксирует на доске условными значками то, что называют дети (5-7 объектов).
Дидактическое упражнение «Наведём порядок»
— Давайте вместе с Лесовиком наведём порядок в лесу. Подумаем как всё, что мы увидели и назвали, может быть связано между собой.
— Медведица кто медвежатам?
(Мама медвежат)
— Медвежонок кто для медведей?
(Детёныш)
— Почему медведь, медведица и медвежонок вместе?
(Это семья)
— Почему медведи находятся рядом с муравейником?
(Медведи питаются муравьями)
— Почему муравьи и медведи живут в лесу?
(Лес их кормит, прячутся от охотников и т.д.)
— Как связаны между собой ель и верба?
(Ель и верба — деревья. Они растут в лесу)
— Почему снег и трава рядом?
(Трава спит под снегом зимой)
— Зачем сухое дерево нужно медведям?
(Весной медведи линяют. Чешутся об деревья.
Старая шерсть вылезает, а новая вырастает)
— Почему большая и маленькая ёлочка рядом?
(Из шишки большой ели упало семечко,
и из него выросла маленькая ель)
(*Здесь могут быть другие варианты связей в зависимости от названных объектов и уровня сформированности представлений у детей)
Дидактическая игра «Необыкновенное путешествие»
— Лесовик – волшебный герой. Закройте на минутку глаза и представьте себе, что вы вместе с Лесовиком вошли в картину, в нарисованный лес.
Прислушайтесь, что вокруг происходит? Что Вы слышите?
(Я слышу ... как рычат медвежата, как скрипит старое дерево, в лесу тихо, голос кукушки, сопит медведица и др.)
(*Если дети затрудняются, можно задать наводящие вопросы: Вы слышите медведей? Что они делают? Когда медведь чешется, что вы слышите? И т.д.)
— Походите по лесу, потрогайте всё, что встречается на вашем пути. Что Вы чувствуете?
(Я чувству, что ... у медвежат мягкая шерсть, у дерева жёсткая кора, трава сухая и т.д.)
— Понюхайте, чем пахнет?
(Я чувствую, что ... пахнет весной, свежим воздухом, елью и т.д.)
— Попробуйте что-то пожевать. Что вы чувствуете?
(Я чувству, что ... трава сухая, горькая и т.д.)
Дидактическая игра «Что такое же?»
— Медведица – грузная, а медвежата – подвижные. Грузный – это значит большой и тяжёлый. Что такое же?
(Человек, бык, мешок и др.)
— Подвижный – это значит быстрый в движении, лёгкий, живой. Что такое же?
(Мячик, малыш, гимнаст, катер и др.)
Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки.
(Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся)
Дидактическая игра «Придумай загадку»
— Давайте придумаем загадку про медведицу.
— Медведица какая? — Что такое же?
Большая Сугроб
Грузная Мешок
Лохматая Ковёр
Когтистая Рысь
— Расскажите загадку, которая получилась.
(Большая, но не сугроб. Грузная, но не мешок. Лохматая, но не ковёр. Когтистая, но не рысь. Кто это?)
Дидактическая игра «Волшебные часы»
— Установим на картине «волшебные» часы.
— Что делают сейчас медведи?
(Медведица чешет спину об острую корягу. Один медвежонок нюхает муравейник. Хочет полакомиться муравьями. Другие два рычат друг на друга. Они что-то не поделили. Медведи хотят есть)
— Что было до того, как к нам в гости пришёл Лесовик, когда стрелочка волшебных часов показывала «раньше»?
(Медведи крепко спали в берлоге. Потом они проснулись, вышли из берлоги. Они увидели, что пришла весна, пора вставать. Медведи пошли на поляну. Они были голодны. И т.п.)
— Что медведи будут делать, когда стрелочка покажет «потом»?
(Медведица почешет спину и станет лакомиться муравьями. Потом она позовёт медвежат, и они найдут укромное местечко, где тепло и сухо. Медведица покормит детёнышей молоком. Они крепко уснут рядом с мамой. Им приснится сон…)
(*В конце каждой части можно дать оценку рассказа)
Дидактическая игра «Волшебные превращения»
— Представьте себе, что Лесовик превратил всех нас в медведей. Мы только что вышли из берлоги. Мы голодные. Какое у нас может быть настроение?
(Плохое, сердитое)
— Медведица полакомилась муравьями, накормила молоком нас — медвежат. Все сытые. Какое теперь настроение у нас?
(Доброе, хорошее, радостное)
3. Рассказывание по картине
— Закончилась наша прогулка с Лесовиком. Давайте попрощаемся с ним. Расскажите о том, что вы видели в весеннем лесу. Придумайте название своему рассказу.
(Рассказы детей)
4. Оценка
— Вы интересно рассказали о прогулке. Чей рассказ понравился вам больше? Почему?
(Мне понравился рассказ…. Потому что…)
Литература:
Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке). – СПб.: Издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС»,1995.
Цветкова М. А., Симанович Л. В. Использование нетрадиционных приёмов обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. Педагогическая акмеология: Поиски и достижения: Вып 8: Сборник научных трудов. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.
Информационный ресурс:
http://www.fizkult-ura.ru Физкультминутки для дошкольников