Конспект доминантной образовательной деятельности по восприятию музыки в синтезе с другими видами искусств на тему «Богатырский зал» для подготовительной группы

Конспект доминантной образовательной деятельности
по восприятию музыки в синтезе с другими видами искусств
на тему «Богатырский зал»
для подготовительной группы

Автор: Золотарева Надежда Михайловна
Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
МОУ прогимназия «Радость», город Серпухов, Московская область, РФ
Электронная почта для связи с автором: [email protected]

Образовательная область: «Музыка»

Программные задачи: Познакомить детей с жанром былины. Показать возможность отражения былинного эпоса в различных видах искусства: живописи, лите¬ратуре, музыке. Побуждать детей к песенным и двигательным импровизациям при восприятии классической музыки. Продолжать учить детей вслушиваться в музыку, двигаться в ее темпе, характере, проявляя творчество. Воспитывать патриотизм, любовь к искусству.

Области интеграции:

«Физическая культура»: Развитие физических качеств в ходе музыкально-ритмической деятельности.
«Здоровье»: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
«Безопасность»: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности (танец, музыкальная подвижная игра и др.).
«Социализация»: Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, желание её защищать.
«Познание»: Формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, живописи, художественной литературы.
«Коммуникация»: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области музыки; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Художественное творчество»: Развитие песенного и двигательного творчества, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Предварительная работа: Знакомство в группе с былинами о богатырях.

Оборудование: Репродукция В.Васнецова «Богатыри», гусли, музыка в записи «Богатырские ворога» М.П.Мусоргского, «Былина о Добрыне», богатырские шле¬мы, доспехи.

Ход ОД

Музыкальный руководитель (М.р.) вместе с детьми входит в зал.
М.р. Мне кажется, что сегодня мы попали в необычный музейный зал. Как вы
думаете, что это за зал?

Ответы детей.

М.р. Вы правы. Этот зал так и называется — Богатырский.
Вопросы для общения.
 — Кто такой богатырь? (Защитник, который совершает подвиги).
 — Какой он? (Сильный, храбрый, смелый, могучий).

Что он делает? (Защищает свою землю, народ, борется с врагами). Вы видели настоящих богатырей? Где? (На картинах, в книгах, в мультфильмах, в кино).

М.р. Но оказывается, не только писатели, художники и режиссеры интересова¬лись богатырями, В музыке образ богатыря тоже нашел свое отражение. Русский композитор М.П.Мусоргский написал музыкальное произведение, которое назвал «Богатырские ворота». Давайте его послушаем.
Звучит запись «Богатырских ворот» М.П.Мусоргского.

Вопросы для общения.

 — Почему композитор так назвал свое произведение? (Можно представить, как богатыри въезжают через ворота в город).
 — Как музыка рассказывает нам об образе богатырей? (Характер музыки торжественный, величавый. Он соответствует характеру богатыря.)
 — Как музыка с помощью музыкальных инструментов показывает богатырскую удаль, мощь? (Звучит оркестр, исполнение громкое).
М.р. Давайте сейчас подойдем к картине В.Васнецова «Богатыри», рассмотрим ее и еще раз послушаем музыку М.П.Мусоргского.

Восприятие картины под музыку.

Вопросы для общения.

-Кто изображен на картине В.Васнецова? (Это три великих русских богатыря: Илья Муромец — самый сильный, Добрыня Никитич — добрый, справедливый и Алеша Попович — самый молодой и красивый.)
-Что делают богатыри в чистом поле? (Осматривают землю русскую. Стоят на страже родной земли в дозоре, значит на посту. Оберегают Русь от врагов)
-Какие это люди? (Могучие, сильные, храбрые).
М.р. А сейчас садитесь на свои места. Как вы думаете, эти богатыри жили на самом деле? Почему?

Ответы детей.

М.р. Мы можем узнать о богатырях из былин. Былина — сказание, которое напоминает быль, то есть правду. Былины сочиняли музыканты-сказители, гусляры. Обычно гусляры рассказывали былину народу и подыгрывали себе на гуслях, старинном русском инструменте (показывает инструмент), но иногда былину пели. В былинах воспевались подвиги русских богатырей, которые защищали родную землю, охраняли ее и защищали от незваных врагов.

М.р. исполняет фрагмент « Былины о Добрыне Никитиче» Н.А.Римского-Корсакова:
То не белая береза к земле клонится.
Не шелковая трава приклоняется,
То сын перед матерью преклоняется.
Кланялся Добрынюшка родной матушке,
Просит он великого благословения:
«Ты благослови меня, родная матушка,
Ехать в дальние орды, во немирные».
Говорила тут ему родная матушка:
"На кого покидаешь ты молоду жену,
Молоду жену, малых детушек.
" М.р. В этой былине речь идет о том, как родимая матушка благословляет, то есть разрешает богатырю Добрыне ехать во вражеский лагерь на бой. -
-В каком темпе исполняется былина?
-На какую песню похож распев былины: плясовую, хороводную, колыбельную?
Давайте сочиним свою мелодию на слова былины о Добрыне: То не белая береза к земле клонится.

Песенные импровизации детей.

М.р. А теперь давайте еще раз вспомним музыку М.П.Мусоргского и попробуем изобразить в движении торжественный, величавый въезд богатырей в город. Я предлагаю вам надеть богатырские шлемы и создать свой образ богатыря.

Пластически-ритмический этюд «Въезд богатыря в город».

М.р. Какого человека можно назвать богатырем в наше время? (Сильного, смелого, выносливого, того, кто защищает слабых и делает хорошие дела для окружающих).

М.р. Если бы вы были богатырями, какие подвиги вы бы хотели совершить?
Наше путешествие по Богатырскому залу окончено, Я хочу попросить вас нарисовать то, что вам запомнилось после сегодняшнего посещения музея. Ваши картины мы подарим Богатырскому залу музея.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.