Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Выставка птиц»

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Выставка птиц»

Автор: Тришанина Анна Сергеевна
Воспитатель
МАДОУ №20 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово

Возраст воспитанников: 5-7 лет;

Цель игры
Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции воспитателя и действовать согласно инструкции; развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к представителям животного мира через игру.

Задачи, реализуемые в игре для достижения цели

• Образовательная:
 — Продолжать углублять знания детей о птицах: видах птиц (тропические, домашние, лесные и др.) среде обитания, повадках, их пользе, внешнем виде;
 — Помочь детям усвоить новые профессии: «Экскурсовод», «Организатор выставки», «Заводчик»;
-Обогащать впечатления детей о профессиях (фотограф, кассир, ветеринар, уборщик);
 — Стимулировать творческую активность детей в игре;
-Формировать умение развивать сюжет игры.
• Развивающая:
 — Развивать речь детей, закреплять звукопроизношение.
 — Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения.
-Совершенствовать диалогическую форму речи.
 — Тренировать память, внимание.
• Воспитательная
-Формировать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры;
-Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.

Оборудование для игры

1. Выставочный зал (аудиозапись со звуками (пением) разных птиц, маски птиц (Полярная сова, павлин, попугай «Ара», попугай «Какаду», курица, гусь, сокол, голубь, орел, колибри, чайка, индюк, др.), костюм рабочего по уходу за птицами (серый халат, перчатки), клетки для птиц, указка для экскурсовода, детский фотоаппарат, таблички и подписи для обозначения видов птиц.
2. Касса (касса, деньги, билеты).
3. Зоомагазин (костюм продавца (фартук), корм, миски для корма, украшения, клетки.
4. Ветеринарный кабинет (костюм ветеринара (белый халат и шапочка), витамины, лекарства, шприц, справки.

Педагогическая актуальность

В настоящее время продолжает интенсивно развиваться методика экологического воспитания дошкольников: создаются программы, совершенствуются методы, разрабатываются региональные подходы к содержанию и формам работы с детьми с учетом специфических природных и социальных условий большой страны. Творческим поиском методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них зачатки экологической культуры, заняты исследователи и практики. К числу таких методов можно отнести игру, в которой будут заняты и взрослые (мамы и папы, бабушки и дедушки, родственники и соседи), экологическая культура которых также будет совершенствоваться, если в детских учреждениях, которые посещают их дети, проводится эколого-педагогическая работа.
Игра привлекает всех — она вызывает интерес к содержанию, заряжает положительными эмоциями, улучшает настроение. Тем более игра необходима в системе дошкольного воспитания — ведь она является основой любой деятельности ребенка этого периода жизни.
Сюжетно — ролевая игра отличный способ расширения кругозора детей дошкольного возраста, дети узнают и закрепят много новой информации о птицах. Ребята научатся рассказывать о представленном виде птиц, его особенностях, задавать вопросы, познакомятся с работой работников выставки, выслушивать окружающих и дружелюбно относиться к сверстникам.

Поскольку сюжетно-ролевая игра отражает явления окружающей действительности, то появление новых профессий с конкретной деятельностью и ситуаций различных взаимодействий вызывает потребность создание сюжетно-ролевой игру с новым сюжетом.

Подготовка к игре

Знакомство детей с новой для них сюжетно-ролевой игрой предполагало проведение большой предварительной работы.
• Подготовка детей к экскурсии на выставку птиц. Определение цели экскурсии, объекта наблюдения. Следует обосновать необходимость посещения выставки: «Мы пойдем на выставку, чтобы узнать каких птиц можно там встретить». Такая подготовка настраивает детей на активное восприятие;
• Экскурсия (хорошо продуманная и организованная педагогом);
• Анализ экскурсии. Нужно дать возможность детям пережить результат экскурсии – обсуждение наблюдений;
• Беседа по картине, серии сюжетных картинок или с опорой на наглядный ряд. Беседа проводится с целью уточнения полученных представлений и закрепления знаний, приобретенных во время экскурсии;
• Отображение полученных представлений в рисунках. Рисование является эффективным способом отображения представлений о предметах и явлениях окружающего мира по теме предстоящей игры.
• Подвижная и (или) дидактическая игра с элементами данного сюжета;
• Изготовление игровой атрибутики и подбор игрушек и предметов — заменителей к игре.

Примерный план развития игры

Подготовку к игре воспитатель начинает с экскурсии на выставку животных или птиц. Ребята беседуют с персоналом. В здании выставки воспитатель показывает детям рабочие места кассира, ветеринара, экскурсовода, билетера. На протяжении всей экскурсии педагог стремится создать положительный отклик в детях, сформировать эмоциональную привязанность к животному миру.

После посещения выставки необходимо провести с детьми итог экскурсии. Поводом для этого может быть рассматривание фотографий с выставки. Воспитатель задает детям вопросы о том, что они увидели, услышали, подталкивает их к расспросам, обсуждению.
В детском саду педагог проводит занятие по художественному творчеству: изготовление масок птиц.

Также для подготовки к игре педагог читает детям произведения о разных видах птиц: Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», Л.Н. Толстой «Воробей на часах»и т. д. А также совместно просматривают детские познавательные энциклопедии, просматривают мультфильмы про птиц. Дидактические игры: «Птицы в гнездышках», «Кто так поет?», «Откуда Я?» и др.Подвижные игры. После этого педагог призывает детей помочь ему в изготовлении атрибутов для игры: табличек для роли экскурсовода.

Во время первой игры роль экскурсовода берет на себя воспитатель. Он показывает детям не только игровые приемы, но и игровые возможности роли и, что тоже чрезвычайно важно, помогает им наладить контакт в ходе игры. Будучи экскурсоводом, педагог разговаривает с экскурсантами, показывая детям, как необходимо вести диалог, игровые взаимодействия. В первый день достаточно ролей экскурсантов и экскурсовода.

На следующий день воспитатель уже может поручить роль экскурсовода детям группы, а на себя берет роль заводчика. И так постепенно вводя новые роли, тем самым педагог старается показать взаимодействия между персоналом выставки, показать их роли, а так же исполнение роли птиц.

Учим детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, быть выразительным в роли. Ролевые беседы играющие дети обмениваются логически связными по содержанию фразами. В итоге всей подготовки должна получиться игра с взаимодействием всех действующих лиц сюжетно — ролевой игры.

Взаимодействия в игре

Экскурсанты Птицы Заводчик Продавец Ветеринар Экскурсовод Билетер Рабочий по уходу за животными
Экскурсанты Х Х Х Х Х Х
Птицы Х Х Х Х Х Х
Заводчик Х Х Х Х Х Х Х
Продавец Х Х
Ветеринар Х Х Х
Экскурсовод Х Х Х
Билетер Х Х
Рабочий по уходу за животными Х Х
Фотограф Х Х Х

Действия участников в игре

Роли Ролевые действия
Экскурсанты (клиенты) Покупают билеты, ходят по выставке. Покупают зоотовары, приводят животных к ветеринару, на осмотр и на прививки, фотографируют экспонаты.
Птицы Сидят в клетках, выполняя роль, подражая звуками.
Заводчик Занимается организацией выставки, встречает экскурсантов и знакомит с экскурсоводом. Раздает распоряжения всем подчиненным.
Продавец зоотоваров Раскладывает товар на витрине, обслуживает покупателя (берет деньги, выдает сдачу, чек, предлагает товар)
Ветеринар Принимает животных, птиц, осматривает его, дает советы, назначает лекарства и процедуры, выписывает рецепты.

Экскурсовод Ведет экскурсию, рассказывает о птицах.
Билетер Продает билеты, проверяет их.
Рабочий по уходу за животными (уборщик) Следит за чистотой в клетках у птиц, кормит их.
Фотограф Делает снимки посетителей с птицами.

Становление (этапы игры)

Первый этап Подготовительный. Блок 1.Подготовительный этап включает в себя когнитивную подготовку, связанную с формированием системы необходимых знаний. Предварительная работа (наблюдения за птицами на прогулках, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, отгадывание загадок, рисование, экскурсия). Направление педагог – дети. Реализуется через беседы с детьми, чтение художественной литературы, экскурсии на выставку, рассматривание картин, иллюстраций. Блок 2. Формирование эмоциональной заинтересованности. Цель: определение желания играть в эту игру. Проводится беседа о том, что дети знают о разных видах птиц.

Второй этап Совместное планирование. Цель: составить план игры. Вместе с детьми воспитатель составляет план-схему игры. Педагог записывает предложенные роли и предметы для проведения игры «Выставка птиц». Фиксируются все имена детей, которые вносили предложения. Вносить записи могут и дети. Дошкольникам предлагается придумать и нарисовать эмблему игры. Дети выбирают место, где будет проходить игра (место в группе).
Третий этап Подготовка к игре. Цель: подготовить оборудование к игре. На данном этапе дети готовят необходимые атрибуты для игры. И осуществляется тесное сотрудничество с родителями. В родительский уголок помещается информация о предстоящей игре. Они изготавливают необходимый для игры материал самостоятельно, вместе с детьми, преподносят в дар лишние игрушки. Складывается весь предложенный материал с перспективой на будущее ввести новые роли, где бы пригодились предложенные атрибуты.
Четвертый этап Игра. Цель: согласовывать свои действия с участниками игры, воспитывать умение самостоятельно и справедливо разрешать споры, формировать инициативность, дружелюбие, эмпатию. Операционный компонент включает в себя операционную подготовку, направленную на выработку и закрепление системы умений и действий детей, связанных с реализацией своего потенциала в игровой деятельности. Воспитатель осуществляет наблюдение за этой деятельностью. Достаточно ли количество необходимых атрибутов, удобно ли для действий детей они расставлены, удачно ли выбрано место для игры. Как дети справляются со своими ролями, действуют ли в соответствии с сюжетом и правилами игры. Насколько полно отображают ребята знакомые им явления и факты, что еще требует уточнения, как проявляется творчество и инициатива детей по ходу создания игрового образа. Учитывает, что при наличии дружеских взаимоотношений и других положительных качеств малоактивный ребенок с неразвитыми организаторскими способностями не всегда умеет наладить положительные отношения, необходимые в совместной деятельности. Такого ребенка присоединяют к активным детям в качестве помощника, например: помощник повара. То есть поддерживает эмоциональный комфорт детей в игре.

Анализ игры. Отметить самые интересные моменты, похвалить всех детей. Дать детям возможность высказать, что они чувствуют, когда игра закончилась. Что они хотят сказать своим товарищам? Как можно сделать так, чтобы эта игра продолжилась?

Словарь терминов

Билетёр — продаёт билеты, бронирует места для организованных экскурсий.
Ветеринар — специалист занимающийся лечением животных.
Выставка — это показ, каково бы ни было его наименование, путём представления средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности.
Гардеробщик — забирает одежду, выдает номерок и бахилы.
Заводчик — тот, кто занимается разведением породистых, племенных животных, птиц.
Организатор выставки — человек занимающийся организацией выставки (привозит птиц из разных стран, занимается перевозом птиц из города в город).
Экскурсовод — встречает экскурсантов, рассказывает об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты.
Экспонат — предмет, животное, птица и др., выставляемый для обозрения в музее или на выставке.

Список литературы

1. Амаева Н. И. Повышение педкомпетентности педагогов по организации сюжетно-ролевой игры [Текст] / Н. И. Амаева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 47-48.
2. Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki
3. Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / С. Н. Николаева, И. А. Комарова. — М. : Гном и Д, 2005. — 336 с. — (Высшее образование). — ISBN 5-296-00296-2
4. Сайт http://www.maam.ru/detskijsad/syuzhetno-rolevaja-igra-muzei.html
5. Сайт http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-syuzhetno-rolevoi-igry-vystavka-zhivotnyh.html
6. Сайт umm4.com
7. Сайт http://ped-kopilka.ru/blogs/chervjakova-tatjana/didakticheskoe-posobie-chudo-derevo-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
8. Сайт http://edu-pedsovet.ru/публик/Приложение%203.doc

Приложения

Приложение 1. Маски птиц
Приложение 2. Фото «На выставке»
Приложение 3. Дидактическая игра «Птицы в гнёздышках»

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.