Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации
детей старшего дошкольного возраста

Автор: Кирьянова Елена Александровна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Северо- Западный регион, Санкт-Петербург, ГБДОУ Детский сад №78

Актуальность данной проблемы в современных условиях связана с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении современного общества на первый план выдвигается проблема социализации личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества, в котором ему предстоит жить. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от того, на сколько успешным оказался его ранний социальный опыт.

Дошкольный возраст является активным периодом усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Нередко, однако, окружающие ребенка взрослые недооценивают возможность этого возрастного периода в развитии ребенка, рассматривая его как подготовительный к будущей «настоящей» жизни. Первые, сколько- нибудь серьезные требования к ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются в школе, поэтому родители зачастую не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, оно прочно занимает в их сознании второстепенное место. Приоритет отдается их умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идет стихийно, как бы сама по себе. Между тем, именно в дошкольном возрасте складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Игровая деятельность – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Игру рассматривают многие ученые и практики как основное средство психического и социального развития. Игра – своеобразный, свойственный ребенку способ усвоения действительности, общественного опыта. Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе.
Однако в последние годы воспитатели отмечают, что дети мало играют вообще и в сюжетно-ролевые игры, в частности. Проблема заключается, прежде всего, в интеллектуальной загруженности детей.

Ориентируясь на запросы родителей, ДОУ уделяет основное внимание серьезной подготовке детей к школе. Большое количество занятий практически не оставляют в режиме дня дошкольника места для игры, и особенно, для длительной сюжетно-ролевой игры. Причем, чем старше дети, тем меньше времени у них остается для игры. Игра уходит на обочину жизнедеятельности детей в ДОУ.

Не лучше обстоят дела и в семьях воспитанников. Многие родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребенку. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.

Для того, чтобы вернуть в детский сад полноценную сюжетно-ролевую игру, необходимо, прежде всего, хорошо понимать, в чем состоят ее педагогические возможности по отношению к ребенку, определить содержание и цели педагогической работы по развитию игры. Детский сад для этого может создать все необходимые условия, эффективнее используя свои ресурсы.

Т. о. в настоящее время существует противоречие между высоким потенциалом, которым обладают сюжетно-ролевые игры в процессе социализации дошкольников и недостаточным использованием этого потенциала в условиях ДОУ.

В старшем дошкольном возрасте происходит формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения: происходит развитие произвольного внимания, развивается память, формируются элементы словесно-логического мышления, воображение позволяет выстроить целостные образы событий и явлений; появляется способность к планированию и прогнозированию своей деятельности.

Развитие ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется переходом к произвольности процессов, формированием первых этических норм (что такое хорошо и что такое плохо); возникновением соподчиненных мотивов (преобладание обдуманных действий над импульсивными); формированием произвольного поведения (умение управлять собой и своими поступками, потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами); формированием первого опыта самосознания (личного сознания, осознание своего места в системе отношений, ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудачи в деятельности).

Под социализацией детей старшего дошкольного возраста мы понимаем специально организованный процесс, направленный на усвоение ребенком образцов поведения, психологических установок, социальных норм, ценностей, знаний, умений, навыков, которые позволяют им в дальнейшем успешно функционировать в обществе.

Особенности социализации старших дошкольников заключаются в создании необходимых и достаточных психолого-педагогических условий:
-включение детей в освоение социального опыта в процессе совместной деятельности (приобретение навыков совместной деятельности);
-создание ситуации успеха (формирование уверенности в себе, чувства собственного достоинства, позитивного отношения к миру, понимание эмоционального состояния окружающих и т. п.);
-развитие рефлексивных навыков, стимулирующих интерес ребенка к себе, интерес к сверстникам, к группе детского сада и др.;

Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как ведущего средства социализации старших дошкольников заключается в особенностях целеполагания, содержания и организации сюжетно-ролевых игр:
-сюжетно-ролевые игры старших дошкольников имеют коллективный характер;
-игра строится по предварительному плану, который обсуждается коллективно и принимается в группе детей;
-содержание игр в большей степени касается поло-ролевых отношений, принятых в обществе;
-спонтанная игра направляется и управляется лидером, которым становится один из детей, входящих в круг предпочитаемых или «звезда»;
-в игре могут возникнуть конфликтные ситуации, которые при грамотном педагогическом взаимодействии переводятся в образовательную задачу, способствующую приобретению навыков разрешения проблемы;
-успешность игровой деятельности зависит от личностных качеств каждого ребенка, в особенности от степени развития коммуникативных умений;
-в процессе сюжетно-ролевой игры происходит обогащение жизненного опыта детей и развитие навыков самоорганизации, инициативы и творчества;
-сюжетно-ролевые игры формируют у детей такие качества как, общительность, чуткость, доброта, взаимопомощь необходимые для жизни в коллективе.
Результативность социализации старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры обеспечивается:
-целевым конструированием социально-ориентированного содержания ролевых игр, которое способствует социальному обучению, самопознанию, самореализации;
-педагогическим обеспечением социально-развивающего общения дошкольников, стимулирующим мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом;
-созданием социализирующей среды, способствующей активизации социального опыта старших дошкольников.

Работа ДОУ по решению проблемы социализации направлена на достижение следующих целей:
-Создание условий для полноценного социального развития детей, предоставление возможности каждому из них проявлять социальную мотивацию, совершенствовать социальную компетентность и т. д.
-Использование видов и форм педагогической деятельности в том числе, специальных занятий, формирующих уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т. п.
-Определения уровня развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, сверстникам, к группе детского сада)

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности. В связи с тем, что одной из целей социализации является формирование эмоционально-ценностного отношения к социальной культуре, реализация задач становления этого процесса осуществляется по трем направлениям: познавательные сведения, развитие чувств и эмоций, становление поведения.

Наблюдения за поведением и взаимоотношениями детей старшего возраста в детском саду в различных видах деятельности показывают, что у некоторых детей есть проблемы в социализации, а именно, проявляется излишняя робость, замкнутость, агрессивность, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых, упрямство, конфликтность, недостаточное развитие знаний и игровых умений, влияющих на создание благоприятного климата коллективных взаимоотношений. Не все дети обладают опытом дружеского общения, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству, достижению общих целей, готовности придти на помощь, навыков самоорганизации, инициативы, творчества, чувства ответственности, общительности, умения коллективного планирования деятельности и т. д.

Решить существующие проблемы в социализации детей может помочь реализации следующих задач:
-Совершенствование коммуникативной сферы и формирование навыков общения;
-Формирование социально приемлемых форм поведения и усвоение моральных норм;
-Формирование позитивных коллективных взаимоотношений;
-Обогащение жизненного опыта детей, развитие навыков самоорганизации, инициативы и творчества;
-Включение всех детей в творческие сюжетно-ролевые игры;
-Создание социализирующей среды, способствующей творческой активизации социального опыта старших дошкольников.
Решение этих задач социализации посредством сюжетно-ролевой игры предполагает:
-Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения своим поведением, навыков рефлексии;
-Создание педагогических условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры, более полно использовать воспитательный потенциал сюжетно-ролевой игры;
-Активное участие воспитателя в организации игр (смена позиций воспитателя и его активности в руководстве игрой в зависимости от социального опыта детей).
Успешное решение задач дает возможность повысить потенциал сюжетно-ролевой игры, а, следовательно, сделать процесс социализации успешным и эффективным.

Для развертывания сюжетно-ролевых игр целесообразно использовать любое свободное время в режиме дня (до завтрака, на прогулке, вечером). При проведении игр важно использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, помогать детям с трудностями социализации. Например, у застенчивых детей необходимо выявлять положительные качества и создавать условия для позитивного изменения заниженной самооценки, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Широко используется похвала за положительное поведение в игре и отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто конфликтующих с товарищами. Неуверенным в себе детям поручаются интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей.

Для более успешной социализации необходимо сориентировать детей не только на собственные игровые действия, но и на отношения с партнерами. В результате проявляется интерес и пристальной внимание к партеру на протяжении всей игры.
Длительные сюжетно-ролевые игры создают благоприятные возможности для более высоких, качественно иных по своей структуре взаимоотношений детей, чем в обычных играх, способствуют процессу их социализации.

Развитие коллективных способов общения благоприятно влияет на эмоциональный климат в коллективе. Формируются социально приемлемые формы поведения усвоения моральных норм, коллективное взаимодействие, навыки самоорганизации, инициативы, творчества, совершенствуется социальная компетентность, проявляется новое психологической образование – социальное мышление, значительно меняется социальная ситуация развития ребенка, формируется чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей и т. д.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического средства способствуют эффективности процесса социализации старших дошкольников. При чем, эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:
-Сюжетно-ролевые игры соответствуют возрасту и потребностям детей;
-Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка;
-Сюжеты игр моделируют жизненные ситуации;
-Детально продумана предметно-игровая среда;
-Заключительный этап сюжетно-ролевой игры – рефлексия детей.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.