развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



Эколого-краеведческая работа в кружке
«Здравствуй, мир»

Разработала Одинокова Анастасия Константиновна
Воспитатель второй квалификационной категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждения детского сада комбинированного вида
№16 «Рябинка» города Дубны Московской области

“Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. К.Паустовский

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Одним, из приоритетных направлений в нашем дошкольном учреждении, является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями. Формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

На наш взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом). 

Постепенно в детском саду стала складываться определенная система по ознакомлению детей с родным краем. Нами разработаны: тематическое планирование занятий с детьми дошкольного возраста и система эколого-краеведческой работы с
учетом окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

Организованная кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста формирует у них не только устойчивый интерес к своему городу, но и близлежащему окружению. Так мы от знакомства с городом постепенно переходим к знакомству с родным краем - Московской областью и Москвой, а затем и с Россией. Тем самым, расширяя и углубляя знания детей о своей стране.

В процессе этой работы мы воспитываем у дошкольников чувства восхищения, гордости, патриотизма за свой город, свой народ, свою страну.

 Работа ДОУ по краеведческому образованию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников.

Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках, проводимых учреждениями города.

Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что педагоги смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия! И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. 
Дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом. 

Детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем город отличается от села. 

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном городе. Детей знакомим с промышленностью, с историей города Дубны и его достопримечательностями.. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.

Знакомство с родным городом и памятниками вызывает у детей положительные чувства и эмоции

Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

 На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др., а также посещение памятников для возложения цветов.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства). 

Своеобразие страны, народа проявляется не только в закладке городов, но и в том, что, не будучи воплощенным в камне, всё – таки живёт веками - в праздниках, народных обычаях. Знакомиться с жизнью народа, с древними обычаями. Такими как «Масленица».

Мир ребенка – это его дом, его семья, детский сад, ближайший лес, поле – все то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родного края – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине.
Продуманные экскурсии, походы, прогулки в лес имеют большое воспитательно-образовательное значение. Они обеспечивают непрерывное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность в ней. 

Какую радость и удовольствие приносят детям экскурсии в лес: они видят природу во всем многообразие, слушают звуки леса, любуются его красотой. Детям дается возможность побродить, отыскать что-нибудь необычное для себя, прижаться к белоствольной березе, рассмотреть небесную высь сквозь ажурное переплетение деревьев. 

Чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатления, воспитатели широко используют стихотворения, народные приметы, пословицы, фольклорный материал.
Для реализации задач эколого - краеведческой работы в детском саду создана определенная предметно-развивающая среды в помещении и на территории, где важным является непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, живое общение с растениями и цветами, практическая деятельность по уходу за ними.

Разнообразили видовой состав: липы, берёзы, ели, рябина. Дети любуются плодовыми деревьями в разное время года.

На огороде дети познают мир культурных растений, учатся ухаживать за ними, проводят наблюдения.
Самое светлое место выделено под огород – на окне зимой выращиваются овёс, зелёный лук, салат, перец, морковь.

Эколого - краеведческая работа в ДОУ невозможна без сотрудничества с родителями, без их поддержки. Ежегодно родители трудятся на участке детского сада, высаживают цветы.

«Все хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем!
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши!
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!»

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что педагоги смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия!

Программа кружка дополнительного образования
эколого – краеведческой направленности. (5-7 лет)

Цель и задачи программы:

Цель программы дополнительного образования – воспитание Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного возраста основывается на четырех сферах. 
• природа
• рукотворный мир человека
• отношение к общественной жизни
• человек и его собственная жизнь

В настоящее время возрастает интерес к истории родного края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет. Энтузиасты ведут большую работу по изучению своей малой родины. Их называют краеведами. Все материала, созданные ими привлекают внимание взрослых, подростков, детей младшего школьного возраста и дошкольников.

Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его к истории народа, родного края, знакомство с их прошлым и настоящим.

Задачи:
1. Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины, обычаи, традиции.
2. Воспитывать чувство гордости за свой край родной посредством материалов по краеведению.
3.Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

 Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение краеведческого материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом возраста, основано на личностно - ориентированном подходе.

1 блок: «Подмосковье – наш край родной».

Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, который представлен семьей, малой Родиной, знакомство с историей. Знакомство с городским округом, ее историей, современным городом. Промышленность и сельское хозяйство.

2 блок «Природа родного края»

Содержание данного блока направлено на формирование знаний детей особенностей растительного и животного мира, знаний рек, протекающих по территории. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса и местность (сады, парки, скверы). 

3 блок. «Быт и традиции»

Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать представления о жизни людей в далеком прошлом и настоящем, об особенностях бытовых условий, предметов обихода, одежды, игрушек прошлого века и настоящего века. Формировать у детей бережного отношения к истории жизни своей Родины. Ознакомление с традициями позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями.

4 блок. «Культура и искусство родного края»

Блок предусматривает работу воспитателей по знакомству детей дошкольного возраста с биографией и творчеством писателей и поэтов, которые прославили наш край своими произведениями, являясь авторами стихотворений, рассказов, романов, музыкальных произведений, песен. Изучая вместе с детьми историю жизни выдающихся поэтов, писателей, побывавших в нашем крае у детей дошкольного возраста формируется у детей представление о прекрасном, воспитывается чувство уважения и почтения к творческим людям, к людям искусства.

Программа рассчитана на 3 года обучения детей старшего дошкольного возраста. Основные формы кружковой работы – тематический, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление макетов, альбомов; составление творческих рассказов. А также экскурсии, целевые прогулки к памятникам, в музеи города, встречи с интересными людьми, спектакли.

Перспективный план по кружковой работе с детьми средней группы

Месяц       Тема

Октябрь
1. «Моя семья»
2. «Родной город»
3. « Мы живём в России»
4. «Все работы хорошо - выбирай на вкус»

Ноябрь
Кустарникиидеревья
Грибыягодывлесу
Домашниеживотныевгороде
Люблютебямойкрайродной

Декабрь
1. «Улица города, на которой стоит детский сад»
2. «Улица полна неожиданностей»
3. «Какие мы»
4. «Зима в городе»

Январь
1. «Моя семья» (Задание на каникулы нарисовать свою семью и составить сообщение, герб и девиз семьи, секрет воспитание ребёнка с фото)

Февраль
1. «Праздник наших пап 23 февраля»
2. «Памятники защитникам Отечества в родном городе»
3. «Наша армия родная»

Март
1. «Птицы города»
2. «Название рек города»
3. «Праздник мам, помогаю маме»
4. «Весенние цветы»

Апрель
1. «Красивые здания города»
2. «Беседа о космонавтах»
3. «Деревья - нашего города»
4. История города

Май
1. Праздник 9 мая.
2. Беседа о ветеранах отечественной войны

Перспективный план по кружковой работе с детьми старшего возраста

Месяц Тема

Октябрь
1. «Район, в котором ты живёшь левобережье»
2. «История возникновения родного города»
3.Беседа «Красивые здания города»
4. Беседа о том, как давали названия улицам

Ноябрь
Откудахлебпришёл
Лесныеобитателинашегогорода
Деревьяикустарникигорода
Транспортнашегогорода

Декабрь
1. «Знакомство с Москвой»
2. «Улицы Москвы»
3. «Города старинные, мастерами славные»
4. «Зима в городе»

Январь
1. «Мой город Дубна»
2. «История русского костюма»

Февраль
1. «Праздник наших пап 23 февраля»
2. «Памятники защитникам Отечества в родном городе»
3. «Наша армия родная»

Март
1. «Птицы города»
2. «Название рек города»
3. «Праздник мам, помогаю маме»
4. «Весенние цветы»

Апрель
1. «Символика страны - флаг, герб, гимн»
2. «Беседа о космонавтах»
3. «Широка страна моя родная»
4. История города

Май
1. Праздник 9 мая.
2. Беседа о ветеранах отечественной войны

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

 


Рейтинг@Mail.ru

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.