Развитие детского творчества посредством лепки

Развитие детского творчества посредством лепки

Автор: Мамедова Светлана Владимировна
Воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка — детский сад №21 «Теремок»
города Дубны Московской области

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Правильно поставленная работа по лепке и внимательное отношение к ней воспитателя приводит к тому, что дети с увлечением создают предметы, которые они могут использовать для игры.

Самостоятельность детей во время подобных занятий проявляется в том, что они без помощи взрослых определяют замысел, а в связи с ним необходимое количество пластилина. Обстановка во время такой лепки более непринужденная, дети чаще отвлекаются, смотрят работы друг друга, советуются. Воспитатель внимательно следит за всеми детьми, уделяет внимание и тем, кто занимается лепкой. Он следит за осанкой детей, правильной постановкой рук, за тем, как осуществляет замысел каждый ребенок. Детям, которых воспитатель сам привлек к этой работе с пластилином, нужно уделить особое внимание. Воспитатель чаще подходит к ним, задает вопросы, может показать изображение того или иного предмета; например, он может вылепить утку, а детям предложить вылепить утят и поставить все вылепленные игрушки на подставку.

Таким образом, руководя свободной деятельностью детей, воспитатель старается направить ее по творческому пути, приучая детей действовать обдуманно и планомерно.
В связи с тем, что занятия лепкой помогают детям не только овладеть приемами работы с пластилином, но и положительно влияют на общее развитие ребенка: развивают мышление, память, внимание, моторику, речь, фантазию, воображение, воспитывают чувство прекрасного, развивают творческие способности, мною был создан проект: «Развитие детского творчества в лепке».

Творческое название проекта: «Волшебный мир пластилина».

Цель проекта: Создание интереса к занятиям лепкой, развитие детского творчества, чувства красоты, художественного вкуса и фантазии.
Основные задачи проекта:
· развить интерес к данному виду деятельности;
· учить создавать форму предметов на основе восприятия действительности путем обучения обследованию предметов, на основе самостоятельных поисков;
· подводить к использованию и комбинированию вылепленных форм, научить свободно пользоваться способами лепки и выразительными средствами;
· постепенно научить детей самостоятельно задумывать тему для лепки, пользуясь впечатлениями от воспринятого посредством наблюдений окружающего, от слушания художественной литературы, рассматривания иллюстраций и восприятия произведений искусства;
· учить детей активно воспринимать указания воспитателя, проявлять инициативу в поиске форм, способов лепки, выразительных средств.
Условия реализации проекта:
· Предметно – развивающая среда
· Профессиональная компетентность педагога

Актуальность проекта: Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она не только доставляет им удовольствие, но и способствует укреплению мышц рук, развитию гибкости и ловкости пальцев, а также пространственного воображения, все это в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. К тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.

Межпредметные связи:
· Художественное творчество
· Социальный мир
· Познание
· Ознакомление с художественной литературой
Проект реализуется в совместной деятельности педагога и детей.

Участники проекта:
· Дети (3-4 лет)
· Воспитатели

Сроки проекта – долгосрочный.
Этапы реализации проекта:
На первом этапе детям дают задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: по установке воспитателя (сочини, придумай, найди, измени) дети действуют совместно с педагогом, проявляя при этом элементы творчества.

На втором этапе дают задания, которые ведут ребят к целенаправленным действиям и поискам. Ребенок, действуя вместе с воспитателем, начинает понимать, что приобретенные умения можно комбинировать и видоизменять.
И, наконец, третий этап – это задания, ведущие ребенка к самостоятельным действиям по обдумыванию замысла в различных видах деятельности, к планированию своих действий, отбору выразительных средств.

Лепка в совместно – досуговой деятельности.

Творческая деятельность ребенка как вид досуговой деятельности не обязательно приводит к желательному результату, но участие в ней не проходит бесследно. У всех детей есть способности. Они любознательны и полны желания делать что-то интересное.
Для обеспечения условий, необходимых для самореализации в процессе досуговой деятельности, необходимо заботится о том, чтобы впечатления, которые получают дети, носили разносторонний характер. Чем больше впечатлений, тем шире интересы детей, тем они любознательны, увлеченные. Если дети сохранят увлеченность, то смогут не только оптимистически воспринимать действительность, но и будут стремиться к культурному времяпрепровождению.
Тематическое планирование совместно – партнерской деятельности по лепке

№ занятия Тема недели Тема совместно – партнерской деятельности Способ передачи замысла

Сентябрь
1. «Транспорт. Осторожно, дорога!» «Дорожное движение» Лепка с элементами аппликации

Октябрь
2. «Дары осени» «Ветка рябины» Нанесение пластилина на поверхность

Ноябрь
3. «В лесу родилась ёлочка» «Новогодняя ёлка» Налеп из пластилина

Декабрь
4. «Зима» «Рукавички» Нанесение пластилина на поверхность

Январь
5. «В январе много снега во дворе»
«Снежинка»
Нанесение пластилина на поверхность

Февраль
6. «Зимние забавы» «Снеговик» Нанесение пластилина на поверхность

Март
7. «Мамин день» «Волшебные цветы» Нанесение пластилина на поверхность

Апрель
8. «Жизнь животных весной» «Медведи в лесу» Лепка из пластилина

Май
9. «Лето красное пришло» «Солнышко лучистое» Нанесение пластилина на поверхность

Конспект образовательной деятельности с детьми
по художественно-эстетическому развитию. «Расчудесные грибочки».

Образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по художественно эстетическому развитию. Интеграция образовательных областей: художественное творчество, музыка, безопасность, социализация, коммуникация, познание.
Планируемые результаты: умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет; знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах; аргументированные ответы детей на поставленные вопросы; интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности; умение детей лепить грибы конструктивным способом из трех – четырех частей (ножка, шляпка, белые пятнышки у мухомора, зеленая полянка); умение моделировать разнообразные шляпки гриба; чувство сопереживания и взаимопомощи.

Материал и оборудование:
пластилин коричневого, белого, желтого, оранжевого и красного цветов; салфетки бумажные и матерчатые, клеёнки; иллюстрации грибов, иллюстрации с осенними пейзажами, ноутбук, магнитофон, игрушечный ежик.

Предварительная работа:
 — беседа о грибах
 — рассказ воспитателя о съедобных и ядовитых грибах (с опорой на наглядность)
 — разгадывание загадок о грибах
 — чтение стихов Г. Лагздынь «Рассказ грибника»
 — театрализованная деятельность – разыгрывание сказки «По грибы»
 — заучивание стихотворения Е. Трутнева «Грибы»
 — пластилиновая аппликация «Грибы».

План организационно – образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию.
3. Анализ образца.
4. Последовательность выполнения работы.
5. Самостоятельная работа детей.
6. Выставка работ.

Ход ООД:

Организационный момент.
Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Звучит музыкальная композиция «Времена года. Осень» Вивальди.
 — Приглашаю я вас в осенний лес,
Полный сказок и чудес!
Волшебный зонтик поможет нам переместиться в волшебный лес.
Один, два, три, четыре, пять
Пора путешествие начинать!
 — Вот мы и оказались в осеннем лесу!

Подготовка к восприятию.
 — Ребята, посмотрите какая красота! (Рассматривание на компьютере осенних пейзажей).
Комментирование слайдов: «Какие красивые и нарядные деревья стоят. Листочки на деревьях все разноцветные, яркие. Желтые листочки, оранжевые, красные, кое-где еще сохранились зеленые листочки. Ветки деревьев еще пока согреваются осенним солнышком, солнышко осенью не такое теплое, как летом, но все еще греет. Лучи солнышка пробиваются сквозь листочки, поэтому листья как будто светятся, как золотые. Ребята, правда, осенняя природа очень красивая?
 — Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, дождливая, грустная…)
 — А листья на деревьях осенью какие? (разноцветные, желтые, красные, оранжевые, зеленые, мокрые, сухие…)

 — Ребята, мы с вами знаем стихотворение об осени. Давайте его вспомним. (Читаем стихотворение Н. Ивенсон «Листопад»).
Падают, падают листья
В нашем саду листопад... 
Желтые, красные листья 
По ветру вьются, летят. 

Птицы на юг улетают, 
Гуси, грачи, журавли. 
Вот уж последняя стая 
Крыльями машет вдали. 

В руки возьмем по корзинке, 
В лес за грибами пойдем, 
Пахнут пеньки и тропинки 
Вкусным осенним грибом. 
 — Давайте мы с вами немножко поиграем? Я буду показывать картинки, а вы должны назвать гриб.

Игра «Назови гриб»
Воспитатель подводит итог о съедобных и несъедобных грибах: «А какие грибы мы не будем собирать? Почему?». Дети отвечают: «Они не съедобные, ядовитые. Есть их нельзя!»
 — Ребята, слышите, кто-то в листочках шуршит?
 — Ой, смотрите, Ежик! Кажется он плачет. Почему ты плачешь, ежик?
 — Ребята, ежик рассказал мне, что он ходит по лесу и не может найти ни одного гриба. Он просит нас о помощи. Поможем ежику?
 — Милый ежик, наши дети с удовольствием помогут, ребята слепят тебе грибы!
Дети садятся за столы.

3. Анализ образца.
 — Что есть у каждого гриба? (ножка и шляпка).
 — А какого цвета бывают шляпки у грибов? (красная, коричневая, желтая, оранжевая).
 — Форма шляпки у грибов какая? (круглая)
 — По размеру шляпки могут быть какими? (большими и маленькими)
 — Посмотрите, ребята, ножки у грибов разные. Какими бывают ножки у грибов? (тонкими и толстыми, длинными и короткими).
 — Какого цвета ножки у грибов? (белого, серого, черного …).

4. Последовательность выполнения работы.
 — Мы с Вами выяснили, что у гриба одна ножка и, что ножки у грибов разные. У сыроежек потоньше, у подберезовиков потолще. Я буду лепить белый гриб и лисичку. Возьму кусочек пластилина белого цвета, раскатаю в ладошках столбик – толстый и короткий (прямые движения ладоней «туда – обратно»). Чтобы слепить ножку у лисички, я возьму пластилин оранжевого цвета. Раскатаю в ладошках столбик, чтобы он получился тонким, вот таким.
 — Теперь я буду лепить шляпку, у белого гриба шляпка коричневого цвета, поэтому я возьму коричневый пластилин. Раскатаю в ладошках шар (круговые движения ладоней), затем необходимо сплющить и выгнуть, чтобы получилась чаша. Обратите внимание, ребята, у лисички шляпка особенная: приподнята вверх, а по краям волнистая. Для того, чтобы слепить шляпку у лисички, я раскатаю в ладошках шар (круговые движения ладоней), сплющиваю и выгибаю шляпку, чтобы получилась чаша, а по краям прищипываю. Если вы захотите слепить лисичку какого цвета пластилин вы возьмёте? (оранжевого). Если это будет красноголовик, какого цвета у него будет шляпка? (красного). Если груздь? (белого). А у подберезовика какого цвета шляпка? (коричневая).
 — Шляпка гриба держится на ножке, лежит сверху; аккуратно соединяем ножку и шляпку у белого гриба – вот так. А у лисички наоборот.
 — А теперь давайте разомнем пальчики, приготовим их к работе. Встаньте у своих стульчиков.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик колкий»
Ежик, ежик колкий (пальцы двух рук сплетены в замок)
Покажи иголки (движения кистями вправо-влево)
Вот они, вот они, вот они (пальцы выпрямляются)
Ежик, ежик колкий (движение кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)
Спрячь свои иголки!
Раз, и нет иголок. (пальцы складываются в замок)
 — А сейчас мы слепим грибы, разные, кто какие захочет! Кто-то слепит один грибок, а кто-то несколько. Приступайте к работе.

5. Самостоятельная работа детей. (Музыка)
Ёжик, подходит к каждому ребенку и хвалит за то, что они лепят его любимые грибочки, какие они получаются все красивые и аппетитные. Спрашивает у каждого ребенка, какой гриб он сейчас лепит и хвалит его за старание.

6. Выставка работ.
 — Давайте посмотрим, какие грибочки у вас получились?
Спросить у каждого ребенка, какой гриб он слепил, как называется его грибок.
 — Все грибочки красивые, яркие, у всех шляпки разного цвета.
Скорее, ежик, посмотри,
Ребята сделали тебе грибы.
 — Ребята, ежик вам очень благодарен! Спасибо вам говорит. Но ему уже пора домой. Давайте отнесем его на полянку. Оставим его здесь, и он сам найдет дорогу в норку.
Обсуждение путешествия в лес.
 — А нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, ёжик! Волшебный зонтик поможет нам возвратиться в детский сад.
Один, два, три, четыре, пять
Возвращаемся в садик опять!
Где мы были сегодня? Что мы делали в осеннем лесу? (гуляли, играли, наблюдали за осенними деревьями, любовались красотой осеннего леса, встретили ежа и помогли ему). Вы сегодня молодцы!

Список литературы.
1. Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина «Лепка в детском саду» Москва «Просвещение» 1978
2. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. -М.: Карапуз, 2007
3. Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1974
4. http://podelki-rukodelie.ru
5. http://www.maaam.ru

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.