развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



Использование сказочных сюжетов в артикуляционной гимнастике

Автор: Кухмистрова Галина Михайловна
Учитель – логопед, высшая квалификационная категория.
КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида» Омская область, РФ.
Электронный адрес для связи с автором: gala301155@mail.ru

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

очность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

А чтобы интересней проводить артикуляционную гимнастику, можно использовать сказочные сюжеты. Так на примере сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха» можно проводить артикуляционную гимнастику с детьми.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла.


Упражнение «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копы¬тами»).

Муха денежку нашла.

Упражнение «Грибок»


Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд

Пошла Муха на базар.

Упражнение «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копы¬тами»).

И купила самовар.

Надувают щеки
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу».
Произносят звук: [с]-[с]-[с]
Упражнение «Чашечка»


Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.


Произносят: ша-ша-ша, шо-шо-що, шу-шу-шу, ши-ши-ши.
Приходила к Мухе бабушка-пчела.

Упражнение «Лошадка»

Мухе-цокотухе меду принесла.

Упражнение «Чашечка»

Бабочка-красавица, кушайте варенье,
Или вам не нравится наше угощенье?

Упражнение «Вкусное варенье»


Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

Вдруг какой-то старичок-паучок.
Нашу Муху в уголок поволок.

Упражнение «Часики»

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

Хочет бедную убить.
Покусывают кончик языка.
Цокотуху погубить.

Упражнение «Грибок»

Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
А в руке его горит
Маленький фонарик.


Произносят звук: [з]-[з]-[з]

«Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!»

Произносят звук: [ц]-[ц]-[ц]
Подлетает к пауку,
Шпагу вынимает
И ему на всем скаку голову срубает.

Произносят звук: [з]-[з]-[з]

Муху за руку берет
И к окошечку ведет.

Прижимают широкий язык к верхним зубам
«Я злодея погубил,
Я тебя освободил.
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться».

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

 


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.