развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



Семья глазами ребенка

Калашникова Татьяна Николаевна
Воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ детский сад «Алёнушка», с. Бетьки,
Тукаевского района, Республика Татарстан.

Ребенок – не просто объект воспитания, но и человек – мыслящий, чувствующий, своеобразно обобщающий свой жизненный опыт, выбирающий, как вести себя, каким быть.

Поэтому, для того чтобы понять, почему ребенок именно такой, какой он есть, поступает так, а не иначе, необходимо знать, как он видит семью и вас. Как интерпретирует происходящее. Его хорошее или плохое поведение не навык, который надо поощрять или пресечь, а личностное отношение. Оно является результатом внутренней активности ребенка и имеет для него определенный смысл, который не всегда может быть очевиден со стороны, но именно отношения, а не внешние обстоятельства определяют его поведение, формируют его личность.

Ребенок во многом сам определяет, каким ему быть, воспитывает себя.

Изображение семьи – это не просто тематический рисунок, но и психологическая методика, исследование личностных отношений ребенка. Группируя членов семьи, раскрашивая, декорируя одних и небрежно рисуя других, пропуская отдельных членов семьи, и другими средствами ребенок невольно выражает и свое отношение к ним. В рисунке часто проявляются и те чувства, которых ребенок сознательно не признает или не может выразить другими средствами. Поэтому рисунок семьи в отдельных случаях может дать глубокую и содержательную информацию об отношениях ребенка.

Рисунок ребенка - Папа, мама и я

Можно привести в пример рисунок семьи 6-ти летнего Тимура. Нередко происходящие изменения в семье для первенца сопоставимы со свержением с престола, так как часто с появлением нового члена семьи старший вообще теряет былые привилегии.

Ребенок, ранее бывший в центре внимания, вдруг ощущает себя в стороне от жизни семьи. Тимур нарисовал семью, в которой изобразил отца, мать и малыша. Когда его спросили, почему на рисунке нет его, он со слезами на глазах четко ответил: «Не осталось места».

Часто ребенок начинает испытывать недостаток внимания родителей и вынужден искать новые формы и средства, чтобы добиться внимания, любви родителей, ощутить свою значимость в семье. Этот сложный период не всегда протекает гладко и без проблем. Этот период будет проходить легче и без проблем, если родители обратят внимание на следующие обстоятельства:
1.После появления в доме новорожденного надо избегать существенных изменений в жизни семьи, отношениях родителей со старшими и, если есть, другими детьми.
2. Как и прежде, старшему необходимо уделять столько же внимания, демонстрировать свои нежные чувства.

Например, иную внутреннюю позицию иллюстрирует рисунок семьи 6-ти летнего Максима. В окружении мамы и папы он изобразил себя ничтожно маленьким, беспомощным, требующим заботы.

Рисунок Моя семья

Если в большой семье малыш никак не может застегнуть пуговицу и после десятой неудачной попытки, разразившись плачем, получает помощь, то единственный ребенок всегда на глазах у родителей. Они бдительны, замечают, когда ему что-либо не удается, когда ему трудно, и спешат на помощь. Единственным детям, как правило, слишком много помогают, и со временем, они начинают осмыслять себя постоянно нуждающимися в помощи.

Каждый ребенок в семье развивается в несколько различающихся условиях. Более того, сама семья, в которую приходят дети, для каждого иная.

Первый ребенок встречается только с родителями, а второй ребенок общается и с родителями и со старшей сестрой или братом: строит свое поведение, ориентируясь не только на родителей, но и на личность старшего. Отличается и опыт, приобретаемый в семье. Ребенок осмысляет отношения не только между братьями, сестрами, взаимоотношения родителей к другим детям и к нему лично, но и родителей друг к другу. Жизнь семьи не сводится к воспитанию детей – это очевидно.

Тем не менее, обсуждая ситуацию развития ребенка, очень часто забываем о супружеских отношениях, как будто они никак не причастны к психическому состоянию детей. Дети и их родители не живут раздельными перегородками. Поведение отца и матери по отношению друг к другу, есть такая же реальность, как и отношения родителей к ребенку.

Сам факт, что супруги живут вместе и их отношения оцениваются окружающими как хорошие, вовсе не означают, что муж и жена удовлетворены в браке. Под зеркальной поверхностью жизни семьи иногда бурлят страсти. В семье рассматриваемой окружающими как «примерное», муж и жена могут просто ненавидеть друг друга, между ними простирается «зона арктического холода» или «море безразличия». Супруги практически разошедшиеся, продолжают жить вместе из самых различных соображений.

Дело в том, что ссоры, частые разногласия между родителями, их конфликтные отношения, более пагубно действуют на ребенка, чем сам развод и последующая жизнь с одним из родителей. На это особо обратили внимание психологи, которые показали, что наибольший вред детям приносит не сам развод, а ссоры между супругами, предшествующие расторжению брака. Ребенок чутко воспринимает межличностную дистанцию, образовавшуюся вследствие их ссор. На рисунке 6-ти летняя девочка Инна в период перед разводом изобразила своих родителей как уже разведенных. На рисунке маму и отца разделяет не только значительное пространство, но и предметы, расположенные между ними. Конечно же, часто истинные причины ссор родителей остается ребенку неизвестной (родителям, впрочем, тоже).

Рисунки детей про семью

Более того – встречаясь с необъяснимым, дети додумывают причину – простую, обыденную и в последствие даже стремятся ее устранить.

Дети хорошо улавливают типичные внешние обстоятельства, с которыми связан конфликт, но его суть остается для них скрытой.

Нередко дети на основе своих суждений даже пытаются устранить «причину» ссор родителей.

Семей без конфликтов не бывает, в каждой хоть изредка, да и возникает неудовлетворенность браком. Это естественно. Противоречия побуждают к изменению, к поиску более удовлетворяющих отношений. В общем, они – двигатель прогресса семьи. Однако, нередки случаи, когда нерешенные проблемы ускоряются, потому что на них закрывают глаза, маскируют и от себя, и от других. Возникает иллюзия, что если делать вид, что все хорошо, проблемы сами собой исчезнут. Скрываемые трения в семейных отношениях со временем все больше их «изнашивает» и наносит вред и самим супругам, и их детям – проблемы требуют решения, а не хранения за раскрашенным в праздничные цвета фасадом семейного благополучия.

Список использованной литературы.
1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 2002. – 207с.
2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для студ. пед. вузов / М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.
3. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ. – Методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 208с.
4. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 160 с.

 

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

 

Рейтинг@Mail.ru

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.