развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



Пение в музыкальном развитии ребенка-дошкольника.

Автор: Филякина Ольга Георгиевна
Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
Государственного бюджетного дошкольного учреждения №78 г.Санкт-Петербурга

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая детская песня развлекает ребенка и развивает его музыкальные способности. В.Сухомлинский утверждал, что «Пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли, воздействуя на его чувства, сопровождая с раннего детства…»
Пение является самым доступным видом детского музыкального исполнительства, так как каждый человек с самого рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно – певческим голосом.
Диапазон детского голоса невелик. При правильной организации певческой деятельности диапазон расширяется: «ми»-«ля» - первой октавы (младший дошкольный возраст); «ре»-«си»- первой октавы (средний дошкольный возраст); «до, ре» первой октавы – «до, ре» второй октавы (старший дошкольный возраст).
В моей работе на музыкальных занятиях певческая деятельность складывается из 3-х небольших частей: упражнений на развитие слуха и голоса, развивающие умение импровизировать, разучивания и исполнения песен.
Каждое музыкальное занятие начинается с музыкального диалогового приветствия:
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте!
- Солнце встало, детвора! Вот и нам уж петь пора.
- Петь пора.
- Внимание, внимание – тишина.
- Тишина.
Затем предлагаются упражнения (артикуляционная гимнастика):
• «Покусывание» кончика язычка;
• «Почесывание» всего язычка;
• «Жевание» язычка (круговые вращения при закрытом рте;
• «Цоканье» язычка (большая и маленькая лошадка);
Применяется точечный массаж:
• Вращение мизинцами у переносицы;
• У висков;
• У основания бровей;
• На середине дуг бровей;
• У окончания бровей;
• У крыльев носа;
• У подбородка.
В упражнениях на нисходящее и восходящее голосоведение дети показывают движение мелодии рукой или шаги по пальцам:
Например: «Ах, какой же, братец Яков, ты лентяй, ты лентяй.
Целую неделю ты лежишь в постели – ай-ай-ай»

Благодаря разнообразию упражнений, которые используются на занятиях, дети поют чисто, и что важно, проявляют себя в самостоятельной музыкальной деятельности. У ребят появляется желание сочинять песни и смело их исполнять. Достичь этого также помогают дидактические игры такие как: «Сложи песенку», «Спой свое имя!», «Кто в домике живет?» и т.п.

На упражнениях для развития голоса (а в последствии и при разучивании и исполнении песен) удерживаю детей от громкого пения, ведь негромкое исполнение – одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, следовательно, их правильное развитие. Например, в упражнении «Плакса» я уделяю внимание обучению динамических оттенков:
Сначала дети проговаривают:
Плачет плакса (pp), слезы льются (р).
Принесли мы плаксе блюдце (mf)
Затем дети пропевают текст на одном звуке:
Плачет плакса целый час (f)
Дали ей большущий таз (ff).
Певческие упражнения используются по определенной системе, ведь их цель – развитие певческой техники, музыкального слуха, причем каждое упражнение имеет свою узкую задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона, но решается она на фоне всего комплекса навыков.

Формирование вокально-певческих навыков дошкольников.
В процессе пения ребенок осваивает навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования, ансамбля.

Н а в ы к з в у к о о б р а з о в а н и я связан с овладением способами извлечения звука. Важнейшим условием правильного звукообразования выступает умение детей петь без напряжения, выразительно, естественным голосом. Одна из главных задач заключается в том, чтобы привить ребенку навык кантиленного пения, основанного на способности петь протяжно, напевно и связно. Развитию напевности помогает пение на согласные «м» или «л» в сочетании с гласными.

Подвижному, легкому звукообразованию способствуют упражнения на пение отдельных несвязных нот (non legato), «как удары молоточка по шляпке гвоздя».
Н а в ы к п е в ч е с к о г о д ы х а н и я. Качество звукообразования во многом зависит от правильного дыхания в процессе пения.

Р а б о т а н а д д и к ц и е й в процессе развития певческих навыков связана со всей работой по развитию детской речи. Важное значение при этом имеет работа над правильным произношением гласных и согласных звуков. Согласные в процессе пения должны произноситься активно, ясно и четко. С этой целью согласные, находящиеся в конце слога, произносятся в начале следующего.

Например, в песне «По солнышку» необходимо исполнять:
«Ще-бе-чут пти-чки зво-нкие, по-рха-ют мо-ты-льки,
Же-лте-ют о-ду-ва-нчи-ки, си-не-ют ва-си-льки».
На певческую дикцию распространяются правила, применяемые в речевом произношении: например, поют «гласки», а не «глазки», «што», а не «что».
Ударные гласные в пении, как и в речи, сохраняют логическое ударение.
Безударные произносятся, как и в речи. Например, надо петь «лашадка», а не «лошадка», «адуванчики», а не «одуванчики» и т.п.

Важнейшим условием хорошей дикции является понимание детьми смысла слов и характера музыкального образа песни. Отчетливость дикции во многом зависит от качества работы артикуляционного аппарата. Применяются следующие упражнения:
1. «Лошадка» (несколько раз поцокать язычком);
2. «Ворона» (беззвучно, с закрытым ртом несколько раз произнести «ка-ааа-ааар»
3. «Колечко» (скользить кончиком языка по верхнему небу с закрытым ртом).
При развитии дикции важно избегать крикливого, открытого звука, для чего необходимо открывать рот вертикально, а не в ширину.

Ч и с т о т а в о к а л ь н о г о и н т о н и р о в а н и я характеризуется точным воспроизведением мелодии в процессе пения.
Для достижения чистоты интонации применяю упражнения для голоса на одном звуке. Например:
Сидит филин на дубу у-у-у-у-у-у
Он играет во трубу у-у-у-у-у-у
Трубу точенную у-у-у-у-у-у
Позолоченную у-у-у-у-у-у

Перед пением предлагаю детям слоговые произношения на удивление: они разводят руками и произносят: у-шу-жу; у-шо-жо; у-ша-жа; У-ши-жи.
Хороший результат в пении дает интонационно-фонетический цикл фонопедических упражнений:
• У-у-о; у-о-а; у-о-а-э; у-о-а-э-ы;
• Скрип (горловой), переходящий в звуки:
+ + + у-му-мо; + + + у-мо-ма; + + + у-мо-ма-мэ.
В ы б о р п е с е н н о г о р е п е р т у а р а. При подборе песенного репертуара необходимо учитывать ряд рекомендаций.
1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка. Подходящий материал для певческой деятельности с детьми всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы (они просты и доступны)
2. Необходимо внимательно просмотреть текст песни, прочитать его выразительно вслух, найти сложные слова и сочетания, фразы, объяснить их ребенку.
3. Обратить внимание на диапазон мелодии песни, который не должен превышать возможности певческого диапазона голоса ребенка. В работе с детьми младшего возраста используются попевки (песенки), построенные на 2х-4х (пяти) звуках. У детей среднего и старшего возраста на 6-8 звуках.
4. Важно обратить внимание на протяженность фраз. Чем меньше ребенок, тем короче фразы.
5. Проанализировать особенности мелодии: ритмический рисунок, интонационные трудности. Предложить приемы и способы работы над их преодолением.

Р а б о т у н а д п е с н е й условно можно разделить на три этапа:
• Ознакомление (ее восприятие);
• Разучивание;
• Закрепление.
Показателем усвоения песни является ее использование детьми в своей самостоятельной музыкально-игровой и других видах деятельности в свободное время и по собственной инициативе.

Критерием музыкального развития при этом должно стать не число разученных песен, а музыкальная восприимчивость детей, их красивое, выразительное пение, любовь к нему и потребность в нем.

Для развития певческого голоса и музыкального слуха у детей младшего и среднего возраста на своих занятиях я использую такие песенки как: «Сорока» обр. В. Попова, «Бай-бай» и «Бай-качи» обр. Л. Абеляна «Петушок», «Дождик», «Идет коза» в обр. А. Гречанинова и др.. Прекрасным образцом для развития певческого творчества детей являются такие произведения как: «Кукла Катя» и «Песня птички» Н. Бордюг, «Марш медведя» и «Зайка танец танцевал» Н. Мурычева «Пароход гудит», «Пчела жужжит» Т. Ломовой а также «Мишкин марш», «Песня птички», «Плясовая зайчика» Н. Мурычевой. Используем этюды: «Кукла Таня знакомится с ребятами», «Коза и козлята» Н. Мурычевой.
Дети старшего возраста (5-6 лет) с удовольствием выполняют упражнения на эмоции.

Одним из примеров приведу текст (речитатив):
Удивляется медведь – перестали птицы петь.
Только дятел без умолку, целый день стучит на елке.
Запахнулись звери в шубы – в норах им тепло и любо.
Только бродит лишь медведь – где бы лапы обогреть?

Дети старшего возраста проявляют большой интерес к упражнениям, используемым на наших занятиях для развития певческого голоса и музыкального слуха, таким как: «Ой, кулики, жаворонушки» в обр. М. Иорданского (в объеме терции), «Ай, на той горе калина стоит» в обр.

А. Лядова, «Гори, гори, жарко» в обр. Л. Абелян, «Не летай, соловей» в обр. А. Егорова (в объеме кварты). Используем упражнения в объеме квинты: «А я по лугу» обр. Л. Абелян, «Сеяли девушки яровой хмель», а также в объеме сексты: «Коровушка», «Заинька, попляши» и др.

Хорошими примерами для развития песенного творчества являются песни, которые использую часто на занятиях, такие как: «Зайка, зайка, где бывал? М. Скребков, «Что ты хочешь, кошечка?» Г. Зингер, «Гуси» и «Мишка» Т. Бырченко и т.п.

Для развития певческого голоса и музыкального слуха у детей на седьмом году жизни в своей работе использую упражнения на интервалы в объеме кварты, квинты, сексты, септимы и октавы такие как: «Зайчик» в обр. В. Попова, «Как пошли наши подружки» в обр. М. Иорданского, «А мы просо сеяли» М. Балакирева, «Вставала я ранешенько», «Скворцы прилетели», «Во поле береза стояла», «На горе-то малина» обр. А. Новикова, «Пойду ль я выйду ль я да..» «Горошина» В. Королева, «Бубенчики» Е. Тиличеевой и многие другие.
Для развития песенного творчества, на своих занятиях применяю такие песни как: «Поезд» и «Снежок» Т. Бырченко, «Колыбельная» М. Красева, «Осенью» и «Весной» Г. Зингер, «Марш», «Веселая песенка», «Грустная песенка» В. Агафонникова, «Плясовая» Т. Ломовой и многие другие.

На протяжении нескольких лет я использую в своей практике песни, текст и музыку которых сочиняю сама, учитывая удобную для детей тесситуру, возможности детского диапазона по возрастам. Дети эмоционально высказываются по содержанию текста и характеру музыки и с удовольствием исполняют мои песни.

 

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама


Рейтинг@Mail.ru

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.