Развитие детей. Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

подготовила:Тимченко Людмила Васильевна.
Музыкальный руководитель первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полтавский д/сад «Родничок» р.п. Полтавка,
Полтавского района, Омской области

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
В статье 14 «Общие требования к содержанию образования» Закона РФ от 10.07.1992 года «Об образовании» отражены требования к содержанию образования: обеспечить интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формировать человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формировать духовно-нравственную личность.

О необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям и о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития говорится, в Концепции дошкольного воспитания.

«Воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождение истинных духовных ценностей российского народа, упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации» — одна из главных целей национальной доктрины образования в оссийской Федерации.

Программа «Нравственное воспитание в детском саду», являющаяся разделом «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой), ставит определенные задачи: воспитывать у ребенка гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, краю, Родине; прививать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества); воспитывать уважительное отношение к культуре других народов; формировать бережное отношение к природе [2].

Приобщение к русским национальным духовным культурным ценностям в нашем детском саду происходит в процессе ознакомления с образцами устного народного творчества (на примере потешек, прибауток, пословиц, поговорок, русских народных сказок). В том числе песенного (на примере попевок, закличек, народных песен, хороводов, традиционных народных игр), знакомства с традиционными русскими ремеслами (гжель, хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись), на занятиях по музыке, театральной игре, изотворчеству. В духе народных праздников проводятся игровые занятия: «Осенняя ярмарка», «Лоскутные чудеса», «Рождество», «Зимние святки», «Русские богатыре «Масленица», «Праздник птиц», «Пасха», «Обычаи русского лета» и др.

Работа по приобщению детей к истокам православной культуры ведется на протяжении многих лет. Участвуют все: совместно с родителями создаются костюмы, изготавливаются сувениры; воспита¬тели ставят сценки кукольного театра; повара пекут блины к Масленице, «жаворонков» — к празднику птиц, пироги — к празднику осени.
Особенностью русского фольклора всегда является педагогичность: его воспитательное влияние трудно переоценить. Мир фольклора, в котором человек живет в гармонии с природой, дает возможность ребенку почувствовать необходимость милосердного, отзывчивого поведения. Заклички солнцу, радуге, приговорки птицам, считалки учат детей замечать радость и проблемы окружающего мира. Разнообразные народные песни показывают, как богата душа русского человека: печальные — раскрывают детям способы выражения сострадания и сочувствия другим; хороводные, игровые – учат пользоваться невербальными средствами общения. Столетиями передавались из поколения в поколение колыбельные песни. В них можно отчетливо увидеть трепетное отношение любящей матери к ребенку.
Русская народная песня — это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, частушка — это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм — это к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире, формы народного фольклора (потешки, приговорки, заклички, прибаутки) используются в ритмических упражнениях для оздоровительных пауз, что способствует воспитанию детей в народных традициях.

Многовековый опыт народной педагогики раскрыл такое эффективное средство воздействия на личность ребенка, как сказка. Ребенок, подрастая, начинает слушать сказки, в которых для него открываются главные ценности доброго и милосердного поведения. Великодушие, взаимопомощь, душевная щедрость выделяются в числе ведущих нравственных черт русского национального характера, эти черты ярко представлены в поступках главных сказочных героев. Слушая сказки, дети постигают противоречивое взаимодействие добра и зла, счастья и беды, отзывчивости и безразличия. Поэтому на музыкальных занятиях и праздниках нередко используются сказочные герои, сюжеты сказок.

Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, уважение к старшим, забота о младших — это те заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом [3].
Народная педагогика имеет большую воспитательную и образовательную ценность. Воспитывая детей на народных традициях, можно формировать у них любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, учить понимать роль семьи, свое место в семье, растить будущих хозяев.

Обучение музыкальному фольклору опирается на такие виды деятельности детей, как исполнительство, творчество, слушание и музыкально-образовательная деятельность. Но педагогический процесс освоения традиционной культуры имеет определенную специфику. Исполнительство и детское творчество в музыкально-фольклорной деятельности сливаются в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью — фольклорной импровизацией. Импровизация включает в себя поиск игровых и танцевальных движений, создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Отсюда вывод: фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, позволяет личности раскрыться, ведет к импровизации, являющейся сутью фольклорной традиции. Освоение фольклорной импровизации — важная ступень, ведущая к глубокому постижению этого вида искусства [1].
Большое внимание отводится непосредственному восприятию фольклора — слушанию в записи народных песенных образцов, направленных на активное восприятие музыки, формирующих эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа.

Освоение традиционной народной культуры невозможно без использования наглядного материала. Поэтому во время праздников, развлечений устраиваются выставки предметов быта, фотографий, организуются встречи с носителями народной культуры. Организована творческая мастерская (другое ее предназначение — мини-музей), мы называем ее ласковым словом «Горенка». В «Горенке» проходят экскурсии для малышей. На занятиях под русские народные мелодии и песни дети занимаются бисероплетением, изготавливают всевозможные поделки из бросового материала, овладевают навыками росписи, рисуют на камешках и т.д. В «Горенку» сотрудники и родители приносят в дар вышитые рушники, вязаные крючком салфетки, старинные вещи.

Так как музыкальный фольклор — явление синкретическое, то в нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов — большая сила педагогического воздействия, которая позволяет комплексно подойти к проблеме освоения различных видов искусств ребенком.

Фольклор — традиция изустная. Погружение ребенка в атмосферу живого, идущего от сердца слова, позволяет перейти на иной уровень коммуникации между детьми и взрослыми [1].
Игра — важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Ценность игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию: он намеренно ведет себя так, как этого требует роль [1].
Разнообразие фольклорных традиционных игр, существующих практически на все случаи жизни, позволяет значительно активизировать процесс восприятия фольклора. Народные игры — самый любимый вид деятельности у детей, будь то музыкальное занятие или праздник.
Истинный фольклор всегда направлен на пропаганду добра, красоты, ориентирован на формирование такой личности, которая посвятила бы всю свою энергию и волю защите своей Родины, мирной жизни и интернациональной дружбе между народами, победе добра над злом, достижению социальной гармонии. Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в подготовке человека будущего.

Используемая литература:
1.Мерзлякова, С. И. Фольклор — музыка — театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. — М.: ВЛАДОС, 1999.
2. Тихонова Н.А. О воспитании милосердия//Воспитатель ДОУ. – 2010 – №6
3.Фалькович Т.А, БарылкинаЛ.П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию. – М.:ВАКО, 2006

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.