развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

подготовила:Тимченко Людмила Васильевна.
Музыкальный руководитель первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полтавский д/сад «Родничок» р.п. Полтавка,
Полтавского района, Омской области

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
В статье 14 «Общие требования к содержанию образования» Закона РФ от 10.07.1992 года «Об образовании» отражены требования к содержанию образования: обеспечить интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формировать человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формировать духовно-нравственную личность.

О необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям и о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития говорится, в Концепции дошкольного воспитания.

«Воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождение истинных духовных ценностей российского народа, упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации» - одна из главных целей национальной доктрины образования в оссийской Федерации.

Программа «Нравственное воспитание в детском саду», являющаяся разделом «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой), ставит определенные задачи: воспитывать у ребенка гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, краю, Родине; прививать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества); воспитывать уважительное отношение к культуре других народов; формировать бережное отношение к природе [2].

Приобщение к русским национальным духовным культурным ценностям в нашем детском саду происходит в процессе ознакомления с образцами устного народного творчества (на примере потешек, прибауток, пословиц, поговорок, русских народных сказок). В том числе песенного (на примере попевок, закличек, народных песен, хороводов, традиционных народных игр), знакомства с традиционными русскими ремеслами (гжель, хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись), на занятиях по музыке, театральной игре, изотворчеству. В духе народных праздников проводятся игровые занятия: «Осенняя ярмарка», «Лоскутные чудеса», «Рождество», «Зимние святки», «Русские богатыре «Масленица», «Праздник птиц», «Пасха», «Обычаи русского лета» и др.

Работа по приобщению детей к истокам православной культуры ведется на протяжении многих лет. Участвуют все: совместно с родителями создаются костюмы, изготавливаются сувениры; воспита¬тели ставят сценки кукольного театра; повара пекут блины к Масленице, «жаворонков» - к празднику птиц, пироги - к празднику осени.
Особенностью русского фольклора всегда является педагогичность: его воспитательное влияние трудно переоценить. Мир фольклора, в котором человек живет в гармонии с природой, дает возможность ребенку почувствовать необходимость милосердного, отзывчивого поведения. Заклички солнцу, радуге, приговорки птицам, считалки учат детей замечать радость и проблемы окружающего мира. Разнообразные народные песни показывают, как богата душа русского человека: печальные - раскрывают детям способы выражения сострадания и сочувствия другим; хороводные, игровые – учат пользоваться невербальными средствами общения. Столетиями передавались из поколения в поколение колыбельные песни. В них можно отчетливо увидеть трепетное отношение любящей матери к ребенку.
Русская народная песня - это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм - это к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире, формы народного фольклора (потешки, приговорки, заклички, прибаутки) используются в ритмических упражнениях для оздоровительных пауз, что способствует воспитанию детей в народных традициях.

Многовековый опыт народной педагогики раскрыл такое эффективное средство воздействия на личность ребенка, как сказка. Ребенок, подрастая, начинает слушать сказки, в которых для него открываются главные ценности доброго и милосердного поведения. Великодушие, взаимопомощь, душевная щедрость выделяются в числе ведущих нравственных черт русского национального характера, эти черты ярко представлены в поступках главных сказочных героев. Слушая сказки, дети постигают противоречивое взаимодействие добра и зла, счастья и беды, отзывчивости и безразличия. Поэтому на музыкальных занятиях и праздниках нередко используются сказочные герои, сюжеты сказок.

Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, уважение к старшим, забота о младших - это те заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом [3].
Народная педагогика имеет большую воспитательную и образовательную ценность. Воспитывая детей на народных традициях, можно формировать у них любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, учить понимать роль семьи, свое место в семье, растить будущих хозяев.

Обучение музыкальному фольклору опирается на такие виды деятельности детей, как исполнительство, творчество, слушание и музыкально-образовательная деятельность. Но педагогический процесс освоения традиционной культуры имеет определенную специфику. Исполнительство и детское творчество в музыкально-фольклорной деятельности сливаются в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью - фольклорной импровизацией. Импровизация включает в себя поиск игровых и танцевальных движений, создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Отсюда вывод: фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, позволяет личности раскрыться, ведет к импровизации, являющейся сутью фольклорной традиции. Освоение фольклорной импровизации - важная ступень, ведущая к глубокому постижению этого вида искусства [1].
Большое внимание отводится непосредственному восприятию фольклора - слушанию в записи народных песенных образцов, направленных на активное восприятие музыки, формирующих эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа.

Освоение традиционной народной культуры невозможно без использования наглядного материала. Поэтому во время праздников, развлечений устраиваются выставки предметов быта, фотографий, организуются встречи с носителями народной культуры. Организована творческая мастерская (другое ее предназначение - мини-музей), мы называем ее ласковым словом «Горенка». В «Горенке» проходят экскурсии для малышей. На занятиях под русские народные мелодии и песни дети занимаются бисероплетением, изготавливают всевозможные поделки из бросового материала, овладевают навыками росписи, рисуют на камешках и т.д. В «Горенку» сотрудники и родители приносят в дар вышитые рушники, вязаные крючком салфетки, старинные вещи.

Так как музыкальный фольклор - явление синкретическое, то в нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов - большая сила педагогического воздействия, которая позволяет комплексно подойти к проблеме освоения различных видов искусств ребенком.

Фольклор - традиция изустная. Погружение ребенка в атмосферу живого, идущего от сердца слова, позволяет перейти на иной уровень коммуникации между детьми и взрослыми [1].
Игра - важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Ценность игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию: он намеренно ведет себя так, как этого требует роль [1].
Разнообразие фольклорных традиционных игр, существующих практически на все случаи жизни, позволяет значительно активизировать процесс восприятия фольклора. Народные игры - самый любимый вид деятельности у детей, будь то музыкальное занятие или праздник.
Истинный фольклор всегда направлен на пропаганду добра, красоты, ориентирован на формирование такой личности, которая посвятила бы всю свою энергию и волю защите своей Родины, мирной жизни и интернациональной дружбе между народами, победе добра над злом, достижению социальной гармонии. Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в подготовке человека будущего.

Используемая литература:
1.Мерзлякова, С. И. Фольклор - музыка - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. - М.: ВЛАДОС, 1999.
2. Тихонова Н.А. О воспитании милосердия//Воспитатель ДОУ. – 2010 – №6
3.Фалькович Т.А, БарылкинаЛ.П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию. – М.:ВАКО, 2006

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

 


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.