Развитие речевого дыхания у дошкольников посредством использования дидактических игр

Развитие речевого дыхания у дошкольников посредством
использования дидактических игр

Подготовила: Черникова Наталья Валентиновна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное
учреждение д/с № 24 «Полянка» г. Кстово Нижегородской области

Актуальность

Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние десятилетия свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы.
Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин).

Согласно ФГОС ДО «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Развивая речь детей, нужно в первую очередь научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Правильное речевое дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков.

Цель: формирование речевого дыхания посредством дидактических игр и упражнений

Задачи:
-способствовать увеличению объёма дыхания;
-развивать умение выполнять плавный длительный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении;
-активизировать работу мышц губ.

Дидактическое пособие «Осеннее дерево»

Материал для изготовления: ксероксная цветная бумага, простой карандаш, линейка, ножницы, нитки, иголка, потолочная плитка, гуашь, прозрачная самоклеящаяся плёнка.

Упражнение «Осенние листочки качаются на ветру»

Игровая ситуация «Подул осенний ветерок». Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть листочки на дереве. Подумать, какое время года наступило Можно предложить ребёнку назвать цвет листьев, размер, количество. Вспомнить понятие, когда листья опадают («листопад»).

Листопад, листопад, Листья жёлтые летят. Жёлтый клён, жёлтый бук, Жёлтый солнца в небе круг.
В. Нирович

Ребёнок может потрогать листья рукой, обнаружить, что они подвижны. Ребёнок представляет, что дует ветерок, от этого листочки на дереве качаются. Выполняет упражнение – дует на листочки. Пособие предназначено для индивидуальной работы с ребёнком.

Дидактическое пособие «Осенние листья»

Материал для изготовления: двусторонняя цветная бумага, простой карандаш, линейка, ножницы, клей ПВА, нитки, изолента зелёного цвета, бамбуковые палочки (2-е шт.)

Упражнение «Кружатся осенние листочки»

Игровая ситуация «Подул осенний ветерок». Воспитатель побуждает детей поиграть с листочками вместе с ветерком.

Падают, падают листья —
В нашем саду листопад... Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
М. Ивенсен

Можно дуть по очереди, при этом поинтересоваться у ребёнка, с каким листочком ветерок играет. Ребёнок может назвать цвет листочка, определить его местонахождение на веточке (вверху, внизу, посередине).

Дидактическое пособие «Бабочка на цветке»

Материал для изготовления: ножницы, простой карандаш, цветная самоклеящаяся бумага, цветная гофрированная бумага, CD диски, пряжа или нитки, двусторонний скотч, цветная изолента.

Упражнение «Сдуй бабочку с цветка»

Игровая ситуация «Бабочка села на цветок».
Все вместе представляют, что наступило лето, выросли цветы. Ребёнок держит в руках цветок, любуется его красотой, сажает на него бабочку, рассматривает её.

На лесной полянке чудо -
На цветочках бантики.
Это бабочки расселись,
Как цветные фантики.
Г. Ряскина

По сигналу воспитателя: «Бабочка вспорхнула и улетела» ребёнок дует на бабочку, сдувает её с цветка.
Можно использовать, как сигнал, текст физкультминутки:

Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.