развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



Конспект занятия в музее
"Петропавловский детский дом в годы войны"

Автор: Васькова Ольга Васильевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
КОУ "Петропавловский детский дом" Омской области

1.Орг. момент.

2.Сообщение темы, цели занятия.

- Ребята, в этом году 9 мая вся наша страна будет праздновать 70- летие Победы в Великой Отечественной войне. Много испытаний и потерь пришлось пережить людям в годы войны. О тех страшных событиях, о воинах - земляках, принимавших участие на фронтах Великой Отечественной войны, вы уже узнали из рассказов, бесед при посещении Муромцевского краеведческого музея и сельской библиотеки. Сегодня мы с вами продолжим разговор о Великой Отечественной войне и тема нашего занятия «Детский дом в годы войны», сегодня вы узнаете, как жили, чем занимались воспитанники детского дома во время войны и познакомитесь с боевым прошлым бывшего воспитанника детского дома Ульянкина Александра Фёдоровича.
3.Основная часть.
- Но прежде чем начать наш с вами разговор, давайте вспомним когда, же началась ВОВ?
(22 июня 1941 года)
- Кто мне скажет, сколько длилась эта война?
(да,длилась 4 страшных года)
- И унесла жизни более 20 миллионов наших соотечественников.
- Ребята, подумайте и скажите, пожалуйста, почему война называется Великой?
Слово «великая» означает очень большая, громадная, огромная. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало очень много людей, она длилась долгих 4 года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения физических и духовных сил.

- Почему называется Отечественной?
(потому, что это была справедливая война, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с вра­гом поднялась вся наша огромная страна).
На рассвете 22 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с немецких аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну.
В то время когда, фашистские самолеты уже бомбили города и сёла, наш детский дом выпускал своих первых воспитанником в самостоятельную жизнь.
- Ребята, обратите внимание вот на эту фотографию. Как вы думаете, проведение какого мероприятие на ней запечатлено?
(Выпускной вечер)

Обратите внимание, какие все нарядные, радостные, какая погода стояла в тот день, сколько много детей и разного возраста присутствовали на выпускном.
Эта общая групповая фотография до сих пор сохраняет в памяти лица тех, кто был на торжестве 22 июня 1941 года.
Сама природа тогда торжествовала и устроила тот день тёплым, ярким, солнечным.
Так уж случилось, уже шла война, горели города и села, гибли люди, но у нас в селе узнали об этом только в пять часов вечера. Сообщение потрясло всех, и взрослых, и детей.
С этого дня мирная жизнь в селе Петропавловка была нарушена.
(Минусовка)
Мужчины отправлялись на фронт.

Только за 8 дней июня из нашего района на фронт было отправлено 300 человек.
С началом войны жизнь заметно изменилась и в детском доме.
Стало крайне не хватало воспитательского персонала, если в настоящее время у нас в семьях проживает до 10 детей, то с началом войны наполняемость классов была до 40 человек на одного воспитателя. Общая численность детей детского дома была почти 300 человек.
- Ребята, подумайте и скажите, с чем это было связано?
(Во время войны численность осиротевших детей росла, прибывали эвакуированные дети, работники детского дома уходили на фронт)
- Ребята, как вы думаете, кто заменял ушедших на фронт, работников?
(ушедших на фронт работников заменяли бывшие воспитанники детского дома)
- Верно, их принимали не только на должность воспитателей, но и конюха, кузнеца, пекаря, повара, помощника повара, техничками.
Трудное и голодное наступило время, но чтобы как то выжить, дети и работники с осени заготавливали необходимое количество овощей, грибов, ягод.
Продолжали вести своё подсобное хозяйство, выращивали коров, быков, с началом войны лошадей в детском доме практически не было.
- Как вы думаете, почему?
(Отправляли на фронт, конную пехоту)
- Ребята, как вы думаете, где использовали крупнорогатый скот?
(приходилось использовать крупнорогатый скот для вывоза дров, сена, боронования полей, коровы давали молоко)

Детям- сиротам не на кого было надеяться, они сами себя обеспечивали зерном, дровами, поэтому ежегодно в мае учащиеся старших классов освобождались от занятий для проведения полевых работ и заготовки дров на зиму. Дрова пилили в ручную, норма на каждого ребёнка была 2 кубометра.
1943год был самым трудным для работников и детей детского дома. Катастрофически не хватало продуктов питания.
- Как вы думаете, с чем это было связано?
(закончили предыдущие запасы продуктов, не было ни какого поступления продуктов, отправляли солдатам на фронт, сократилось поголовье скота т. к не кому было его содержать, то есть остались в основном женщины и дети)
Кушать было нечего, но чтобы как то выжить дети ели распаренную пшеницу (показать), турнепс, повар обязан был взвешивать для каждого воспитанника паек хлеба по 125 гр на ребёнка в день (показать).
Так же не было электричества.
- Подумайте и скажите, что использовали для освещения помещений?
(керосиновые лампы, 1 вот такая лампа освещала большой коридор и ещё освещала спальни, экономили керосин)

В детском доме дети остро ощущали нехватку теплой одежды.
- Как вы думаете, почему не хватало тёплой одежды?
(Потому что на фабриках было прекращено производство детской одежды, шили обмундирование для солдат, так же часть заводов были переоборудованы для выпуска боевой техники и боеприпасов для фронта)
- Подумайте, как выходили из этой трудной ситуации в детском доме?
(ремонтировали имеющуюся кожаную и валенную обувь. Используя старое обмундирование, шили для мальчиков стяженные брюки и фуфайки. Просматривались все старые вещи, штопали и пускали вновь в эксплуатацию).

В детском доме было 5 ткацких станков, на которых старшие девочки по очереди ткали сукно, затем шили одежду.
Не смотря на все тяготы этой войны, дети продолжали учиться.
- Подумайте, почему не прекращалось обучение?
(потому что думали о будущем страны, верили в победу, что стране нужны специалисты)
Ежегодно подводились на линейке итоги успеваемости и за хорошие показатели в учебе детей награждали.
- Ребята, скажите, какие поощрительные подарки получаете вы за хорошую учёбу?
- В военное время воспитанникам выдавали: шоколад 0,05 г, тетрадь по 1 шт., перо 1 шт., карандаш 1шт.,)
Воспитанники не только учились, но посещали музыкальный кружок, кружок рисования, ткацкий цех, мальчики постигали основы столярного дела, где развивали свои творческие способности.

В разное время из стен детского дома выпускаются талантливые дети, патриоты своей Родины, которые готовы встать на защиту своей страны. В военное время был один из таких воспитанников Ульянкин Александр Фёдорович.
Видимо, на роду у младенца была написана - жизнь на перекосяк. Нарекли в челябинском доме малютки брошенное дитя Сашей Ульянкиным, год рождения проставили 1927-й и отправили в путешествие по детским домам необъятной родины. Его часто переводили из одного детского дома в другой, поэтому он побывал в разных уголках нашей страны (Челябинске, Тюмени, Якутске, Омске, Таре) и в 1934 году Саша Ульянкин оказался в нашем детском доме, где и провёл свою юность.
В 1941 году 14 летним мальчишкой его вместе с друзьями, трудоустраивают в ремесленное училище № 6. И хотя они были ученики, они давали продукцию фронту: мины, снаряды. Так прошло три года.
Затем обучался в Калачинской снайперской школе и в 1943 году был отправлен на фронт.
Александр Фёдорович освобождал Украину, Молдову, Румынию, Болгарию, Югославию.
День Победы встретил в Австрии.
Был награждён медалью «За отвагу» и «За победу над Германией», орденом Отечественной войны.

В 1950 году демобилизовался из армии и вернулся в Петропавловский детский дом – воспитателем. Вот как сам вспоминал об этом Александр Фёдорович.
«Пришла пора демобилизации. Куда ехать мне? Поеду-ка я в свой Петропавловский
детский дом, к воспитателю Петрову Данилу Прохоровичу, самому близкому мне человеку и к своей «сестренке» - детдомовке Ирине Волковой, которая там работала пионервожатой. Детдомовцы ведь все друг друга звали «братишками» и «сестренками» - это одна семья».
И вскоре стала «сестренка» женой Александра - Ираидой Александровной Ульянкиной.
Прожили вместе супруги 58 лет.
Александр Фёдорович любил читать книги, охотиться, играть на гитаре, рыбачить и рисовать.
Дома у него была целая картинная галерея.
- Ребята, обратите внимание, что Александр Фёдорович изображает на картинах?
(Природу)

О себе он говорил: «Я рыбак и охотник, пейзажи беру там, где бываю. Рисую, что хочу. Специального образования не имею, есть только жизненная школа. Люблю жизнь, людей, с которыми встречаюсь, каждый день счастлив, что имею возможность рисовать».
Много картин он рисовал в подарок. Его картинами оформлен и интерьер детского дома.
Александр Фёдорович всегда был почётным гостем нашего дома, принимал участие в посадке деревьев на аллее, памяти, оценивал конкурсные работы рисунков «Великая наша Победа», приглашался на конкурс чтецов, посвященный Дню Победы.

Вот такой замечательный был человек, наш воспитанник, ветеран Великой Отечественной Войны, Александр Фёдорович Ульянкин.
- Давайте почтим всех погибших и ушедших из жизни ветеранов, настоящих героев, минутой молчания. (Метроном)
- Ребята, размышляя сегодня над событиями минувшего, над величием и трагедией тех лет, каждый из вас, наверное, сегодня сможет найти верный ответ на вопрос: почему мы выстояли и победили в этой войне?
(потому что любили свою Родину, верили в победу, был лозунг: всё для фронта, всё для победы)
- Сейчас ребята, прошу внимание на экран.
К вам обращается бывшая воспитанница д.д периода великой Отечественной войны, жена Ульянкина Александра Фёдоровича - Ираида Александровна.
К сожалению, с каждым годом всё меньше и меньше остаётся очевидцев той страшной войны. Поэтому ребята, ещё внимательнее и заботливее мы должны относиться к нашим ветеранам, которые находятся, сегодня рядом с нами.
И так наше занятие подходит к концу.
- Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на занятии?
- Хорошо!
- Ребята, на занятии вы были внимательны, активны. Я думаю, что вы будете не только помнить, но и рассказывать своим детям о стойкости, о мужестве детей в годы войны и о подвигах советских солдат. Которые не только отстояли свободу и независимость своего Отечества, но и спасли от фашизма другие народы.

В нашем музее имеется материал по данной теме, желающие дети могут с ним ознакомиться.
- Сегодня, ребята, вы познакомились с одним из патриотов нашей Родины, ветераном ВОВ, но их гораздо больше. Мы продолжим знакомство с ними на следующем занятии.

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

 


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.