Развитие детей. Беседа – игра «Правила поведения во время весеннего паводка»

Беседа – игра «Правила поведения во время весеннего паводка»

Автор: Андреева Елена Александровна
Воспитатель первой квалификационной категории
КОУ «Петропавловский детский дом» Омской области

Цель: систематизировать знания о предупреждении чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев во время весеннего паводка.
Задачи:
1) Закрепить и расширить знание детей о правилах поведения во время весеннего паводка
2) Развивать практические навыки детей по оказание первой помощи в чрезвычайных ситуациях.
3) Воспитывать людей, ориентированных на лучшие нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность.
Сценарный план
1.Организационный момент
2. Сообщение темы и цели занятия
3. Беседа «Опасные ситуации»
4. Работа в группах «Коварство льда»
5. Интерактивная беседа «Если ты провалился в холодную воду»
6. Игра «Крести — нолики»
7. Итог занятия

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели занятия

 — Сегодня на занятии мы будем говорить о правилах поведения, о предупреждении чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев во время весеннего паводка, о первой помощи.

3. Беседа «Опасные ситуации»

 — Ребята, наше занятие начнем с того, что вспомним те опасные ситуации, которые может преподнести нам природа? (Оползни, наводнение, смерчи, ливни, землетрясения и т.д.)
 — Скажите, какая из чрезвычайных ситуаций является одной из опаснейшей для человека в весенний период при несоблюдении простейших правил? (Весенний паводок)
 — Что же такое весенний паводок? (Ответы детей)
 — Весенний паводок – состояния льда на водоемах, который под действием теплых весенних солнечных лучей превращается в воду. Во время паводка сложно определить прочность льда, т.к. опасность не видна снаружи.
Исходя из собственного опыта, можете ли вы сказать, в чем отличие между прочным безопасным льдом и льдом, по которому ни в коем случае нельзя ходить, тем более бегать и прыгать? (Ответы детей)
 — Крепкий лед отличается синими и зелеными оттенками. Темные места, т.е. места не запорошенные снегом, это, скорее всего, бывшие полыньи, не успевшие покрыться прочным льдом. Если лед рыхлый, темный или наоборот, матово-белый (после оттепели, изморози или дождя), при ударе из него сочится вода, то такой лед непрочен и очень опасен.
Как вы думаете, какой толщены должен быть лед, чтобы по нему без опасения мог бы передвигаться один человек или группа людей? (5 см, 7-9 см).
 — Скажите, а можно ли несколько людям идти рядом и почему? (Ответы детей)
 — Можно, но расстояние между ними должно быть 5-6 м друг от друга.

4. Работа в группах «Коварство льда»

 — Теперь я предлагаю вам поработать в группах. У вас имеются карточки с задание.

Задание 1. Соедините стрелками

Как нужно передвигаться по льду, если он затрещал и начал ломаться под человеком? Скользящим шагом или ползком без резких движений.
Для небольшой безопасности, какие предметы нужно брать с собой, если человеку нужно пересечь водоем по льду. Палка – для проверки льда, отвертка или другой крепкий предмет, который поможет выбраться из провала.
В какое время всего опаснее ходить по льду? Во время оттепели, в темноте, в одиночку, с грузом.
Что нужно сделать, прежде чем выйти на лед на лыжах? Расстегнуть крепления, высвободить кисти рук.
Опасно ли кататься на льдинах? Можно упасть со льдины и попасть под нее.

 — Давайте послушаем, что у вас получилось. Другая группа внимательно слушает и оценивает их ответ. (Ответы детей)

5. Интерактивная беседа «Если ты провалился в холодную воду»

 — Скажите, что вы будете делать, если провалитесь в холодную воду? (Ответы детей)
 — Попав полынью, цепляйся за кромку льда руками, палкой, отверткой. Затем осторожно и спокойно выползай на лед грудью и вытаскивай одну ногу, затем вторую. Ползи в ту сторону, откуда пришел, где лед крепче. Не думай о холоде, выползай на берег. А теперь беги до ближайшего дома, чтобы согреться. Если до жилья далеко, нужно выжать одежду и, одевшись, все время двигаться. Здесь тебе помогут и костер, и чай, и защита от ветра, и сухая одежда твоих товарищей.
Если твои друзья и близкие не далеко, то попав в полынью, не пытайся выбраться самостоятельно: края полыньи часто обламываются, и ты можешь полностью погрузиться под воду, а при быстром течении попасть под лед.
 — Как вы будете вести себя, если в полынью оказался твой друг? (Ответы детей)
 — Ни в коем случае не подходить к провалившемуся в полынью стоя, а осторожно подползай на животе, широко расставив руки и ноги. Если есть палка, лыжа, доска, веревка, ремень, шарф, верхняя одежда, толкай их пред собой и за 3-5 м. подай пострадавшему. Если спасателей несколько, следует страховать друг друга веревкой, ремнями или подползая к пострадавшему цепочкой, держа друг друга за ноги.

Если рядом жилье, то для уменьшения давления на лед можно использовать приставную лестницу, лист фанеры, жести, часть палисадника или деревянного забора. Помощь пострадавшему необходимо оказывать как можно быстрее, т.к. он может умереть от переохлаждения.

Дрожь (озноб) – защитная реакция человека на холод, при которой организм путем непроизвольного сокращения мышц вырабатывает внутреннее тепло. При этом пострадавшему следует двигаться и пить что-то теплое.

Однако если воздействие холода не устранено вовремя, то у пострадавшего, переставшего дрожать, скорость остывания тела резко повышается и поэтому дальнейшая физическая активность, лишь приведет к большему истощению организма и увеличит потерю тепла. А значит пострадавшего, который перестал дрожать, ни в коем случае нельзя заставлять двигаться, растирать, так как это может привести к притоку холодной крови к мозгу, сердцу, что чревато даже смертью, так называемая «смерть при спасении».

6. Игра «Крести — нолики»

 — Сейчас я предлагаю вам закрепить свои знания и сыграть в игру «Крести — нолики». Для этого вам нужно разделиться на две команды с помощью жеребьевки. Правила игры те же, что и в игре «Крести — нолики», нужно зачеркнуть 3 клеточки на поле по горизонтали, вертикали или диагонали, но при этом необходимо верно выполнить задание, написанное на обороте каждого квадрата. Только в этом случае команда сможет заработать свой знак и будет иметь право выбрать следующее задание. В случае неправильного ответа, вторая команда имеет возможность заработать знак. Право первого хода определяет жребий.

Вопросы игры.
Что нужно сделать, чтобы не простудиться после вынужденного купания в холодной воде?
Как бы вы рассказали детям детского сада об опасности весеннего паводка?
Какие меры предосторожности следует принять, выходя на лед?
Как проще всего избежать беды на льду?
Как помочь человеку, попавшему в полынью?
Выбрав этот квадрат, вы получите бонус.
Какие опасности подстерегают нас на льду водоема?

7. Итог занятия

 — Теперь, когда вы еще раз вспомнили и систематизировали свои знания о правильном поведении во время весеннего паводка. Я надеюсь, что вы не только сами будете их выполнять, но и вести разъяснительные беседы с теми, кому они не знакомы.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.