Конспект занятия «Осень в гости просим»

Конспект занятия «Осень в гости просим»

Автор разработки: Попова Лидия Николаевна
Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
МБУДО «Дом детского творчества» ЗМР РТ

Модифицированная адаптированная образовательная программа по музыкально –эстетическому направлению «Семь нот ведут нас за собой».
Тема: «Осень в гости просим»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Тип занятия: изучение нового материала
Цель занятия: способствовать развитию вокальных и слуховых способностей детей, систематизировать и углублять представления детей о временах года (осени).

Образовательные задачи:
• формировать певческий голос, естественность и выразительность исполнения,
• обогащать словарный запас детей,
• совершенствовать работу по формированию артикуляционного аппарата детей
Развивающие задачи:
• развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера,
• развивать умение высказывать собственное мнение о характере музыки, о своих переживаниях,
• развивать музыкальную память, мышление, творческие способности детей,
• развивать ладо – тональный слух детей,
• развивать звуковысотный, тембровый, ритмический слух детей,
• развивать интонационные возможности детского голоса.
Воспитательные задачи:
• воспитать любовь к природе через музыкальные виды деятельности

Форма занятия: типовое занятие
Время проведения-30 мин.

Методы обучения: словесный метод (диалог, беседа), наглядно-зрительный (показ иллюстраций, использование наглядного и дидактического материала), наглядно-слуховой (слушание музыки, исполнение песни педагогом), метод показа, объяснительно – иллюстративный метод, игровой метод: поем вслух – поем про себя, проблемный поиск (самостоятельный поиск детьми соответствующего музыкального инструмента для исполнения марша, вальса, плясовой мелодии).

Музыкальные инструменты: барабан, маракасы, деревянные ложки, трещетки, бубны, колокольчик.

Дидактические средства: диски с записью песен об осени, иллюстрации на осеннюю тему, наглядный материал для ритмизации слов и для музыкально- дидактической игры «Песня, танец, марш»

Средства ТСО: компьютер, музыкальный центр.
Формы работы: групповая, индивидуальная

Использованная литература:
1. Н.А. Ветлугина «Музыка в детском саду» подготовительная группа.
2. Л. Абелян «Как Рыжик учился петь».
3. Л.Орлова. Л. Бекина. «Учите детей петь» старшая группа детского сада.
4. З. Роот. «Природа и музыка».
5. О.П. Радынова «Слушаем музыку» старшая группа.
6. Е.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах».
Этапы занятия:
1. Подготовка к занятию: проветривание помещения.
2. Организационный -2 мин.
3. Изучение нового материала-15 мин
4. Закрепление нового материала-10 мин.
5.Заключительная часть, подведение итогов-3 мин.

Ход занятия

Деятельность педагога Деятельность обучающихся

1.Организационный этап (2 мин.)

Цель для педагога: создать положительный эмоциональный настрой к занятию.
Задачи:
 — вызвать у детей познавательный интерес к предмету
-развивать у детей эмоциональную отзывчивость и
пробудить интерес к явлениям природы
-мотивировать детей стать активными участниками занятия
Критерии для достижения целей и задач:
 — Создать положительный настрой перед началом занятия
 — Наладить тесный контакт со всеми детьми.
Орг.момент: педагог здоровается с детьми, исполняя музыкальное приветствие на фортепиано
«Музыка, здравствуй!»

Еще раз здравствуйте, ребята! Я вижу, что у вас хорошее и солнечное настроение, несмотря на то, что на улице хмурая и не совсем солнечная погода. У кого из вас хорошее настроение?
Теперь улыбнитесь и подарите хорошее настроение тому, кому сегодня немножечко грустно.
Итак, наше занятие мы посвящаем одному из красивейших времен года. Чтобы было на занятии интересно и не скучно, вы должны внимательно слушать, уверенно отвечать на мои вопросы и быть моими активными помощниками, договорились? Но чтобы у нас все получилось, вспомните правило пения — чтобы научиться петь...(ответ), надо правильно дышать …
О каком времени пойдет речь вы узнаете, если загадку мою отгадаете. Загадка: дни стали короче, длиннее стали ночи, дождь поливает, когда это бывает?

Дети здороваются с педагогом:
сначала все вместе, затем отдельно мальчики и девочки.

Дети отвечают

Дети: «Нужно ровненько сидеть!»,
Ответ детей: «И друг другу — не мешать!»

Дети отвечают: «Осенью!

2. Изучение нового материала 15 мин

Цель для педагога: закрепить и расширить знания детей об осени, развивать умение высказывать собственное мнение о характере музыки, о своих переживаниях.
Правильно, это осень! Осень-это очень красивое время года. Деревья одевают свой яркий разноцветный наряд, а как хорошо гулять в парке, где под ногами шуршат листья.
Осенью можно услышать и песенку дождя. Очень много
написано об осени картин, песен и стихов.
«Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся,
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят!..
(педагог предлагает рассмотреть иллюстрацию
«Осень в лесу»)

Цель для детей:
А вы, гуляли этой осенью в лесу или в парке? И что вы там наблюдали? А какие «песенки» природы вы слышали? Тогда послушайте песню «Листопад» Т.Попатенко и постарайтесь определить: на какую из этих песен похожа мелодия вступления?
Какая песня по характеру?
Вы слушали меня внимательно, эта песня грустная, печальная, спокойная и плавная .
Цель для педагога: развитие чувства ритма, закрепление знаний о звуках, совершенствование работы по формированию артикуляционного аппарата детей. Развивать творческие способности детей.
Без звуков мир был бы не интересен и пуст. Всюду и везде нас окружают звуки. А какие звуки вы знаете?
( педагог обращает внимание на наглядный материал).
Здесь вы видите красивые дубовые и березовые листочки, надо прохлопать ритмический рисунок и четко произносить слова. (ЛИ-стики-ли-сти-КИ, зо-ло-ты-е ли-сти-КИ. Зо-ло-тые ЛИ-стики)
Цель для детей: попробуйте прохлопать эти слова, отмечая длинные и короткие звуки. А теперь творческое задание: вспомните знакомые вам деревья и прохлопайте их ритмический рисунок. А самые внимательный из вас будет моим помощником и проверит правильность выполнения задания. Если правильный ответ, то он позвонит в колокольчик.
Итак, вспомнили? (Клен, ря-би-на и т.д)
Динамическая пауза «Ветер и ветерок» муз.Л.Бетховена (дети выполняют движения в соответствии с динамическими оттенками)
Цель для педагога: формировать певческий голос, естественность и выразительность исполнения, развивать интонационные возможности детского голоса

Цели для детей:
Подвести детей к тому, что звуки различаются по высоте, предлагается девочкам спеть высокий звук, а мальчикам низкий звук, затем наоборот. В какие игры вы играете во дворе летом? Вы качаетесь летом на качелях? (ответ). На качелях мы то поднимаемся вверх, то опускаемся вниз, покажите как (показывают). Правильно! А теперь послушайте певческое упражнение «Качели» Е.Тиличеевой. Поем плавно, напевно, протяжно и слушая друг друга (дети поют) А теперь представьте, что мы все звуки, как бусинки нанизали на ниточку и будем петь, как бы «растягивая ее»

Цель для педагога: исполнить песню «Осень красавица» А. Евдотьевой, вызвать интерес к песне лирического характера
Цель для детей: Ребята, внимательно послушайте песню, какое настроение вызывает у вас эта песня? Спеть надо протяжно, ласково, пропевая все гласные звуки.
(Для того, чтобы вызвать у детей большой интерес к занятию используется сюрпризный момент)

Педагог находит шкатулку, в которой находятся два музыкальных инструмента — ложки и треугольник. Ребята, как вы думаете: на каком из этих инструментов лучше сыграть вальсовую мелодию песни «Осень красавица»?

Дети слушают

Дети рассматривают иллюстрацию «Осень в лесу»

Ответы детей: песенка ветра, дождя, листочков…
Дети слушают песню «Листопад» Т.Попатенко
Ответы детей

Дети отвечают: шумовые-музыкальные, длинные-короткие, высокие-низкие.

Все дети хлопками отмечают ритмический рисунок.
Дети вспоминают название деревьев и самостоятельно хлопками отмечают ритмический рисунок.
Один из детей звонит в колокольчик.
Дети (индивидуально) отмечают хлопками ритмический рисунок

Дети самостоятельно импровизируют движения под музыку

Пение детей высоким и низким звуком

Ответы детей
Показ руками движений качели: вверх-вниз.

Дети слушают упражнение, а затем исполняют его вместе с педагогом, показывая руками движение мелодии вверх или вниз.
Дети слушают песню

Дети исполняют песню, подыгрывая на треугольнике

Ответ детей: «Треугольник»

3.Закрепление нового материала 10 мин

Цель для педагога: выявить степень усвоения детьми нового материала
Ребята, давайте вспомним, о каком времени года мы с вами говорили.

Дети отвечают: об осени

Цель для детей: дети рассказывают о своих впечатлениях, о том, чему научились, анализируют пение других обучающихся. Узнают на слух музыкальные произведения, услышанные на занятии.
Цель для педагога: стимулировать детей на самостоятельную коллективную творческую деятельность.

Дети рассказывают, обсуждают, исполняют песню «цепочкой» по фразам.

Цель для детей — Дети, вспоминают все, чему сегодня научились и, используя полученные знания, устраивают коллективное выступление.
Если ребенок был активен во всех видах деятельности, выполнял задания в соответствии с требованиями, отвечал на вопросы педагога-то можно делать положительные выводы об усвоении материала.

Дети показывают небольшой концерт, в котором показывают все свои таланты:
 — играют на инструментах;
 — поют.

4.Заключительная часть, подведение итогов-3 мин.

Завершение занятия:
Цель для педагога: Закрепить знания детей.
На занятии, ребята, вы хорошо потрудились, и настала пора немного отдохнуть. Вот вам ребята моя загадка: Падают с ветки золотые конфетки. Что это? Правильно! Представьте, что мы с вами не девочки и мальчики, а красивые, осенние листочки, которые танцуют свой красивый танец в лесу или в парке.

Ответ детей: «Листочки»

Цель для детей: дети развивают фантазию и творческое воображение, выполняют действия в соответствии с характером музыки.
Вы были внимательны и активны. Мне кажется, вы многому сегодня научились.
Домашнее задание: самостоятельно сочинить песенку про осень. У кого-то она будет веселой, а у кого-то грустной. Это уже ваше творчество! Можно сочинить песенку вместе с родителями. Спойте ее дома вместе с ними.
Педагог, задавая работу на дом, закрепляет изученный материал, песенное творчество будет способствовать развитию творческих способностей и закрепит основные понятия по пройденной теме.

Дети самостоятельно танцуют импровизированный танец листочков.

Вы очень хорошо поработали. Молодцы! (педагог обращает внимание на конверт). Посмотрите, пожалуйста, Осень услышала нас и подарила нам вот эти яркие, разноцветные листочки (показывает).

Дети рассматривают конверт

На следующем занятии мы продолжим наше знакомство с осенью, а сейчас мы споем веселую песню «Разноцветные листочки» А. Евдотьевой.

Дети поют и уходят

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.