Знай и люби свой край. Викторина для детей старшего дошкольного возраста

Знай и люби свой край.
Викторина для детей старшего дошкольного возраста

Автор:Арестова Валентина Михайловна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»,
р. п. Дмитриевка, Никифоровский район, Тамбовская область

Материал: Макет «Жалобной книги природы Тамбова». Странички – жалобы с рисунками авторов жалоб, кроссворд, жетоны (разноцветные кружки картона); эмблемы «Ромашки».

Воспитатель. Ребята, у меня в руках «Жалобная книга природы Тамбова». В ней животные и растения рассказывают о том, что некоторые люди жестоки к ним. Пользуясь дарами природы, люди не всегда заботятся о ней. В содержании книги вошли списки редких и находящихся под угрозой исчезновения некоторых видов растений и животных. Я думаю, что вы друзья природы и по-настоящему любите ее.
Сегодня мы проведем Лучший юный эколог Тамбова». За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, победит тот, у кого жетонов окажется больше.

Задание 1.

Воспитатель. Почему цвет обложки «Жалобная книга природы Тамбова» красный?
Дети. Красный цвет – сигнал тревоги. Тревожный сигнал людям, каждому из нас – правительству, общественности по спасению редких, исчезающих видов растений, животных.
Воспитатель. Итак, страница первая «Будем знакомы!»
(Зачитываю текст.)

Я – тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам, животным в вашей области. Мой автор – сама природа. Мои читатели – люди с добрым, честным, отзывчивым сердцем. Я – крик о помощи. Кто прочитает меня внимательно научится понимать и ценить, беречь природу. Станет ее другом и помощником. А теперь давайте из группы мальчиков и девочек превратимся в группу друзей природы.
(Дети надевают эмблемы «Ромашки».)

Будем эти жалобы разбирать и вместе ответы искать: как нам природе помочь, как сделать, чтобы «Жалобная книга природы Тамбова» стала поменьше. Чья жалоба первой в книгу записана?

Задание 2. «Цветы».

Воспитатель. Страница такая красивая и авторов много, но жалобы и обиды у всех одинаковые. Авторы себя представляют загадками. Будем вместе разгадывать, кто жалобу написал. (Читает загадки.)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
Только солнышко пригрело – появился из-под снега самый первый,
тонкий, нежный…. Что это за цветок? (Подснежник.)
Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинка.)
Стоит в саду Кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое. Что
это такое? (Ромашка.)

Эй, звоночек, синий цвет! С язычком, а звона нет.
(Колокольчик.)

Ребята, а как вы думаете, почему цветы написали свою страницу – жалобу в эту книгу?

Ответы детей, раздача жетонов.

Если бы каждый человек поступал так, как вы говорите, как бы много было красивых цветов в лесу, на лугу, на улицах поселка и клумбах.
Сколько бы цветов и растений сохранилось на Земле и до сих пор радовало нас своей красотой. Изучайте цветы, узнавайте о них больше, умейте различать их, знайте их название, познакомьтесь и с теми свойствами растений, которые человек может использовать для здоровья!

Задание 3. «Животные»

Воспитатель. Следующая страница имеет даже портрет автора. Но откроем мы ее лишь после того, как вы постараетесь узнать, кто жалобу написал.

Первая жалоба. «Сама знаю, что я не красавица. Если окажусь рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят и ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. Да вот только польза людям от меня большая: ведь я сохраняю от гусениц и червей целый огород. Поедаю вредных жуков, иногда моей добычей становятся мелкие землеройки и полевки – враги урожаев. А уж сколько от меня достается комарам, которых вы ребятки, ох как не любите, а они вас очень – вы для них такие вкусненькие! А если меня принесут в дом, где завелись тараканы, — они быстренько исчезнут. Догадались, кто я?..»

А вот вам еще загадка про ее ближайших родственников:
И в лесу мы, и в болоте,
Нас везде всегда найдете
На поляне, на опушке,
Мы — зеленые… (лягушки).

Запомните, ребята, что природа мудра. Мир устроен так, что ничего лишнего в нем нет. И даже некрасивые, а иногда и внешне не очень приятные
обитатели болота, леса, луга, озера делают в природе свое важное дело,
которое, кроме них, не сделает никто. Будьте к ним терпимы. Уважайте и берегите их.
А вот еще письмо от очень обиженного обитателя наших лесов. Наверное, не все его видели в лесу – встреча с ним редкость, а вот на картинках в книгах, сказках, он часто встречается. Что же случилось?

Вторая жалоба. «Ох, и не любят меня люди! Голос мой не нравится им, говорят, глаза у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы многим сидеть без хлеба. Ведь за лето я уничтожаю тысячи полевок, а они такие прожорливые, что способны за лето испортить и съесть до тонны зерна каждая. Так что меня все, кто булочки, пирожки и пирожные любят, уважать обязаны. И нечего меня страшилищем выставлять и детей мной пугать.
Умные люди меня уважают и ценят. Символом мудрости меня называют, а мой портрет украшает эмблему очень интересной передачи «Что? Где? Когда?»
Догадались, ребята, что это за лесной житель?

Ответы детей, раздача жетонов.

Ребята, сов осталось в природе не так уж много, но у нас в посадках они еще хоть и редко, но встречаются.

Задание 4. «Лес»

Воспитатель. Следующая страница книги какая – то странная, просто непонятно, кто ее написал. Снова вам, ребята, предстоит отгадать загадку, да не одну:
Богатырь стоит, богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой, Таню —
костяникой,
Машеньку — орешком, Толю —
сыроежкой,
Катеньку — малинкой, Васю -
хворостинкой.
Догадались, ребята, что это за чудо – богатырь? Конечно, это лес. Но он такой большой и сильный, почему вдруг жаловаться надумал, на кого обиделся?

Ответы детей, раздача жетонов.

Ребята, а кто мне может назвать, какие деревья растут в нашем лесу?
Только назвать надо не одно дерево, а сразу пять или больше.

Давайте поиграем в игру «Я знаю название деревьев…».
Выбираются желающие 2 – 3 человека. Ведущий берет мяч. На каждый подскок мяча ребенок называет дерево. Победителем становится тот, кто назовет больше деревьев.
А кто мне объяснит, что такое лес?
Ответы детей, раздача жетонов.
Молодцы, ребята. Все правильно вы объясняете, но я хочу вас опять испытать.

Читает загадки.

Стоят дома высотные, этажи несчетные, шпили колючие под тучами летучими. (Ель.)
Стоит столб до небес, а на нем шатер – навес: красной меди столб, точеный, а навес сквозной, зеленый. (Сосна.)
Весной растет, летом цветет, осенью осыпается, зимой отсыпается.
А цветок – то медок: лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа.)
Что за дерево стоит — ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
Стоит Алена: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза.)
Есть у родственницы елки неколючие иголки, но в отличие от елки —
опадают те иголки. (Лиственница)
В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь.)

Задание 5. «Грибы»

Воспитатель. Ранней весной появляются в лесу маленькие гномики. Сначала из прелой листвы выглядывают их буро – коричневые колпачки.
Летом гномики надевают яркие разноцветные шапочки. Живут они в лесу с мая по октябрь. О себе гномики эти гордо говорят: «Хоть головы я не имею, но шляпу с гордостью ношу.» Догадались, что это за гномики?

Ответы детей.

Конечно же, это грибы. Щедр лес на лесные подарки. И счастлив тот, кто умеет из разнообразия съедобных и несъедобных грибов выбирать то, что нужно. А вот знаете ли вы, ребята, грибы – мы сейчас выясним.

Читает загадки.
Я в красной шапочке расту среди корней осинок, меня узнаешь за
версту, зовусь я … (подосиновик).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек в шляпках разноцветных,
издали заметных. Собирай, не мешкай – это…(сыроежки).

Под березой — старичок, на нем бурый колпачок. (Подосиновик).

Стоит Лукашка — белая рубашка, а шляпа надета шоколадного
цвета. (Боровик, белый гриб.)

Стоит мальчонка — замасленная шапчонка. (Масленок.)
Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как
Петрушка, ядовитый…(мухомор).

Ребята, а как вы думаете, грибы – то почему и на кого обижаются?
Ответы детей, раздача жетонов

Задание 6. «Лесные обитатели»

Воспитатель — А эту страничку в «Жалобную книгу природы Тамбова»
написали лесные обитатели: птицы, насекомые, ягодные кустарники.
Как порой мы бываем невнимательны к ним, оправляясь в лес по грибы и
ягоды! Попадаем в лес, и у нас появляется хорошее настроение! Мы песни начинаем громко петь, аукаться, да окликать друг друга. А как вы думаете, нравится птицам шум?

Ответы детей, раздача жетонов.

Вот мы увидели муравейник и быстрее к нему. Нет, мы не разрушим его, просто близко к нему подойдем, чтобы за муравьишками понаблюдать. Можно так делать?

Ответы детей, раздача жетонов.

А вот, гуляя по лугу или лесу, увидели красивую стрекозу или бабочку. Осторожно подошли. Поймали, не в коллекцию взяли, а просто в руках подержали и отпустили. Правильно мы поступаем?

Ответы детей, раздача жетонов.

Другая ситуация: собираете вы в лесу ягоды красивые, сочные. Вот и корзина полна, а ягод еще много – такие они в кустах красивые, что рука невольно тянется и срывает кустик с ягодами один, другой, да вот и красивый букет получился. Можно это делать?
Ответы детей, раздача жетонов.

Вижу, что вы, ребята, многое уже знаете о природе. Но все – таки сознайтесь, что не все пока умеют в природе вести себя правильно. А теперь, когда вы узнали, что даже самая небольшая ошибка может нанести лесу, природе вред и беду, давайте будем стараться себя вести в лесу осторожно. Внимательно относится к тому, что нас окружает.

А теперь я предлагаю вам отгадать кроссворд. Справившись с ним, вы прочитаете просьбу, которая содержится в жалобе леса.
Вопросы кроссворда:
1. Насекомое, питающееся цветочной пыльцой. (Бабочка.)
2. Дерево, очень часто встречающееся в нашем поселке, которое называют «русской красавицей». («Береза.)
3. Насекомое – санитар леса. В лесу у пня суета, беготня: народ рабочий весь день хлопочет, из лесного сора строит себе город. (Муравей.)
4. Цветок, который распускается в марте на проталинах. (Подснежник.)
5. Птица, прилетающая к нам зимой. (Снегирь.)
6. Дерево, ягодами которого зимой питаются птицы. Ягоды обладают лечебным свойством. (Рябина.)
7. Птица – санитар леса. (Дятел.)
8. Лесной певец. (Соловей.)
9. Цветок, занесенный в Красную книгу природы. Распускается ранней весной. (Ландыш)
10. Сама мелковата, а хвост богатый, с ветки на ветку – скок – поскок, орешек за орешком – щелк да щелк. (Белка.)
11. Хвойное дерево с длинными иголками. (Сосна.)

Воспитатель — А теперь прочтем, что у нас получилось. Какую просьбу записал лес в «Жалобную книгу природы Тамбова»?
Дети (читают строчку). Берегите лес.

Воспитатель. Знайте, ребята, об этой просьбе и помните:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защищаться,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В. Берестов
.
Давайте еще раз вспомним правила поведения в природе.

«Правила друзей природы»

Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте растения.
Не сшибайте грибы, даже несъедобные.
Не разоряйте птичьих гнезд.
Не ловите диких зверей и птиц, не берите их домой.
Не шумите в лесу. Шумом вы отпугнете животных, помешаете
им, а сами увидите и услышите гораздо меньше.

Наш девиз
Любить и охранять природу!

Клятва
Звериные норы, птичьи гнезда разорять не будем никогда.
Пусть птицам и маленьким зверятам хорошо живется рядом с нами.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.