НОД «Береза — символ России»,
образовательная область «Познание»
Автор: Осинникова Татьяна Дмитриевна
Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ ЦРР «Карагайский детский сад № 5», с.Карагай, Пермский край
E-mail для связи с автором: [email protected]
Цель: Развитие познавательного интереса к берёзе, как символу страны.
Задачи:
1. Развивать любознательность и наблюдательность.
2. Формировать умение строить причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы.
3. Продолжать изучать сезонные изменения в природе летом.
4. Воспитывать бережное отношение к миру природы.
Предварительная работа:
• наблюдения за деревьями;
• чтение художественной литературы о природе С.Воронин «Моя берёза», стихотворения С.Есенина;
• дидактические игры: «Что, где растёт?», «Что изменилось?», «Чей мир?», «Домино из растений и цветов», «С какого дерева листочек»;
Словарная работа: упражнять в умении образовывать однокоренные слова; активизировать в речи детей прилагательные-эпитеты.
Формы организации совместной деятельности: загадывание загадки, рассматривание и сравнение иллюстраций с изображением берёз в разное время года, чтение стихотворений, проблемные вопросы
Оборудование, материалы: демонстрационный материал: иллюстрации, модели-схемы, диск с записью музыки природы, энциклопедия;
Технические средства: мультимедиа проектор, магнитофон.
Организация образовательной деятельности в режимных моментах: наблюдение на прогулке за берёзой, любование красотой дерева, заучивание стихотворений, чтение рассказов о природе.
Взаимодействие с семьями воспитанников: организация фото выставки «Как хороша берёзка русская в любое время года», сочинение загадок и стихотворений о берёзе, проведение праздника «Троица».
Проведение НОД:
1. Привлечение внимания, мотива
Педагог обращает внимание детей на красивый лист; замечает, что лист непростой – на нем спрятана загадка:
«Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней.
Май серёжки дарит ей (березка)
Дети отгадывают загадку, объясняют, почему это березка.
2. Основная часть
— Что такое берёза?
— Это дерево лиственное или хвойное?
— Да, правильно. Это лиственное дерево.
— Я приглашаю вас отправиться в берёзовую рощу.
На экране появляется картина берёзовой рощи с музыкальным сопровождением.
Динамическая пауза (дети выполняют движения по тексту)
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
— Смотрите, полянка на опушке рощи, присядем и отдохнем (рассаживаются на ковре)
— Ребята, берёза – это живой или не живой объект природы?
— А почему вы так решили? (растут, дышат, питаются, размножаются).
— Да, правильно. Все растения растут, дышат, питаются, размножаются.
— А как вы думаете, какие необходимы условия для роста дерева? (тепло, вода, свет, почва).
— Вспомните, пожалуйста, где можно встретить березки? (на участке детского сада, в лесу, в поле)
— Что есть у березки? (дети называют части дерева и показывают их на схеме: корень, стебель, ветки, крона, листья).
— Что ещё интересного вы знаете о березе? Хотите узнать? Где можно найти новую информацию?
— Правильно в умных книгах. Педагог зачитывает строки из энциклопедии:
«Природа наделила только берёзу корой белого цвета из всех деревьев. Белая кора помогает дереву не перегреваться в жаркие летние дни и не переохлаждаться в сильные морозы».
— Красота белоствольной березки отражена в произведениях многих известных людей. Каких авторов вы знаете?
— Правильно, это замечательный писатель Сергей Есенин «Белая берёза», он воспевал о зимней берёзе. (Обращаю внимание на иллюстрацию зимней берёзы.).
— Чем отличается берёза в зимнем убранстве от своих подруг в другое время года? Сравнение берёзы в разное время года.
— Лизе очень нравится березка летом, и она приготовила для нас с вами замечательное стихотворение В. Рождественского «Берёза».
«Чуть солнце пригрело откосы
И стало, в лесу потеплей
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое плате одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной».
— Как описал автор березку в стихотворении? (косы развесила, надела белое платье, серёжки)
— С кем автор сравнил берёзу? (с девушкой)
— Такой прием, когда автор сравнивает объект природы с человеком, называется очеловечивание. Повторите, пожалуйста. Педагог предлагает детям поупражняться в очеловечивании некоторых объектов природы.
— А сможете ли вы назвать родственные слова к слову – берёза?
— Молодцы! Ребята, как вы думаете, почему березу называют символом России? (рассуждения детей).
— Потому что растет белоствольная красавица только в нашей стране.
— Сегодня я хочу рассказать вам одну историю: Ранней весной, с наступлением тёплых дней, когда берёзка только проснулась после долгого зимнего сна, ребята взяли банки и пошли к дереву, что росло недалеко от дома. Они обломали березке ветки, подвесили на них банки, и отправились домой.
— Как вы думаете, зачем они это сделали? Что потом случилось с березкой? (рассуждения детей)
— Собирая березовый сок, люди наносят раны берёзе; она плачет и часто погибает. Что же делать? (рассуждения детей).
— Оказывается, можно добывать сок, не причиняя вреда и боли. Достаточно аккуратно срезать с неё веточку, привязать к этому месту банку – и к утру в неё наберётся сок. И запомните: срезать ветку можно только с больших берёз, а потом это место залепить землёй.
Звучит аудиозапись «Звуки леса»
— Пора прощаться с берёзовой рощей «До новой встречи!». Пойдём в детский сад, мы ещё вернёмся и поговорим, о том кто живёт и что растёт в берёзовой роще.
Динамическая пауза:
Наступило утро, солнышко проснулось
И берёзки к солнцу потянулись
(руки вверх, на носочках)
Поздоровались друг с дружкой
Наклонившись в стороны
(наклоны в стороны),
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому
(руки вверх, помахать ими).
3. Рефлексия
— Что нового вы сегодня узнали на занятии?
— Что вам запомнилось? Что удивило?
— О чем вы расскажите сегодня родителям?