Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Я познаю мир! Развитие мелкой моторики рук и её значение
С самого рождения малышу приходиться познавать окружающий мир. Прикосновение- это первый доступный для маленького человечка способ. Задача родителей – поддерживать этот интерес, стимулируя его к дальнейшему развитию.
Уже давно доказано, что развитие речи напрямую зависит от развития мелкой моторики. Статистика подтверждает, что в настоящее время, наблюдается увеличение количества детей с нарушением речевого развития. Связано это, скорее всего, с общей автоматизацией большинства процессов, что привело к уменьшению ручного труда. Если раньше нужно было всё делать вручную, то сейчас за человека эту работу делают различные гаджеты. Отставание в развитии моторики особенно ощутимо, когда ребёнок идёт в школу. У таких детей большие проблемы в письме, проблемы в общении со сверстниками, из-за часто встречающихся у этой категории детей, логопедических нарушений.
Не зря в восточной медицине уделено особое внимание именно кистям и ладоням. Все органы, согласно представлениям восточных медиков, имеют свою проекцию на ладонях в виде биологических точек, воздействуя на которые можно напрямую влиять на работу всего организма.
Существует множество методик, способствующих её развитию. Чтобы получить видимый и стойкий результат, занятия на развитие мелкой моторики детей, как и любые другие занятия по развитию, нужно выполнять систематически.
Сейчас в продаже масса пособий, которые помогают развитию моторики. Все они предназначены для разных возрастных категорий, начиная от самых простых погремушек и заканчивая огромными развивающими центрами. Очень популярны различные шнуровки, где ребёнок должен соединить различные детали шнурком, а также сортеры – где главной задачей является подобрать к каждой ячейке, подходящий ей по форме и размеру фрагмент и вставить.
Сейчас особую популярность приобрели различные развивающие центры, где опытные специалисты в игровой форме, помогают ребёнку приобрести необходимые навыки работы руками, в соответствии с его возрастом. Но добиться не меньших успехов можно и в домашних условиях, самостоятельно изготовив пособия для занятий, изучив развивающий материал. Можно с ребёнком перебирать различные крупы, откручивать и закручивать пластиковые пробки на бутылках, нанизывать крупные бусины, или даже макароны, на шнурок. Можно сделать своими руками тактильный коврик – на ткань, желаемого размера пришить различные по фактуре материалы.
Кроме того, такое занятие как лепка, к примеру, поможет не только развить моторику, но и творческие способности малыша. В качестве материала для лепки можно использовать тесто для лепки, массу для лепки, мелкозернистый и крупнозернистый шариковый пластилин, обычный пластилин. Можно также попросить малыша обводить по контуру какие-нибудь предметы, заняться рисованием красками, причём не, только кисточкой, но и пальчиками. Попробуйте заняться с ребёнком аппликацией, плетением из бумаги.
Поиграйте с малышом в пальчиковые игры – когда каждой фразе стишка или потешки соответствует, какое-нибудь движение, образно показывающее происходящее действие. Малышам очень нравится пальчиковый театр – маленькие игрушки, которые одеваются на пальчик. Пусть малыш сам придумает сюжет.
А главное, занимайтесь с ребёнком тем, что ему больше всего нравится и старайтесь, чтобы ваши занятия всегда заканчивались на позитивной ноте! Только в этом случае успех гарантирован!