развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



«ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ»
(СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ)

Автор: Бауэр Инесса Евгеньевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение.
Полтавский д/сад «Родничок». р.п. Полтавка, Омской области

Участники: заведующие ДОУ, воспитатели, педагоги-психологи.

Девиз: «Дети - будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как мы о них позаботимся, зависит завтрашний день всего общества».
Цель: обмен опытом , пропаганда правового воспитания детей.

Предварительная подготовка:
Оформление наглядно-информационного стенда «Ребёнок и его права».
Выставка детских рисунков на тему : «Наши права».
Оформление альбомов в группах на тему «Я и моя семья»
Анкетирование родителей: «Конвенция - ребёнок - родитель».
Выпуск памяток для родителей и педагогов по данной теме.
Тест для определения характера взаимодействия воспитателя с детьми.

Тема нашего семинара «Правовое образование в ДОУ». Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна не только нам , но вы станете активными участниками обсуждения. О том, как проводится работа по правовому воспитанию в нашем ДОУ, какие её формы используются, вы сможете ознакомиться в ходе семинара.
С древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства.
Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью
зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах
проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «ты навсегда в
ответе за всех, кого приручил».
С наступлением 21 в. во всём мире эта проблема особенно остра: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят
перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив
тем самым генофонд нации. В России на начало 2006 г. проживало 33,1 млн.
детей, что составляет почти четверть населения страны. Наше будущее и
будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие
получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире.
Для нашего общества существует не День и не Год защиты детей , а время
работы над спасением поколения, которое должно нас сменить. Ребёнок верит в
любовь, в силу, доброту взрослых. К счастью, человечество не осталось
равнодушным к бедам детей. Генеральной Ассамблеей ООН была принята
Конвенция о правах ребёнка.. А происходило это так.
В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В декларации впервые подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже.
Декларация прав ребёнка, принятая в 1959 г., стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа - Конвенция о правах ребёнка. В июне 1989 г. от побережья Бретании курсом Дакар - Форде-Франс - Нью- Йорк отошло трёхмачтовое судно «Посланец города Нанта». На борту его находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. На острове Горе близ Дакара к ним присоединились ещё 15 юношей и девушек, а на островах Вест-Индии корабль принял на борт ещё одну группу молодёжи.
Юноши и девушки представляли пять континентов. Они отправились в путешествие с двумя символическими целями, пройти маршрутами из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребёнка. В конце пути молодые люди посетили штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, где вручили Генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началась ещё в 1959 г.
И с этого исторического момента о «мировой конституции прав ребёнка», как её называют публицисты, узнало всё прогрессивное человечество.
Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей. Мы должны воспитывать активного гражданина, а таким человек является, когда у него сформированы чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, когда он умеет отстаивать свои права. Именно в дошкольном возрасте закладываются отношения ребёнка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для ребёнка выступают взрослые.

Уважаемые коллеги! Обучая других, учись и сам. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их. В противном случае, чему мы научим других, не обладая знаниями сами.
Вы знакомы с Конвенцией о правах ребёнка и Декларацией прав человека. Предлагаем небольшую разминку, в ходе которой необходимо ответить на вопросы, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять карточку с выбранной буквой ( а, б, в, г).

Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка?
а) 45;
б) 37;
в) 54;
г) 53.
Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства
- участники Конвенции ООН о правах ребенка?
а) право на жизнь, гражданство, образование;
б) право на жизнь, семейные связи, образование;
в) право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых и досуг;
г) весъ комплекс гражданских, политических, экономических, социальных
и культурных прав.
3. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?
а) орган управления РФ;
б) орган местного самоуправления;
в) образовательное учреждение;
г) родители и другие лица, воспитывающие ребёнка..
Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?
а) родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
б) ребёнок и родители или другие лица, замещающие родителей;
в) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;
г) родители и органы местного самоуправления.
Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?
а) учредитель;
б) органы управления образовательным учреждениям;
в) должностные лиц образовательного учреждения;
г) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
а) педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
б) правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;
в) направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
г) создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка ?
а) Ф.М. Достоевскому;
б) А.П. Чехову;
в) A.M. Горькому.
8. 00Н считает ребенком человеческое существо от рождения до :
а) 16 лет;
б) 18 лет;
в) 19 лет.
Каждый ребёнок должен знать свои права, быть юридически грамотным. Воспитатели, весь педагогический коллектив - основные участники правового воспитания детей. В нашем ДОУ для правового воспитания дошкольников создаётся план, включающий работу с родителям и детьми. К мероприятиям плана относятся: заключение договоров с родителями; проведение цикла бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной теме; оформление наглядно- информационных стендов в группе; анкетирование родителей; проведение консультаций и педсоветов по данной теме ; выставка семейных и детских работ. Основной является совместная деятельность взрослого и ребёнка.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважении и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и
создавать условия для их практического применения. Мы выбираем основные
для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно- продуктивную. В ДОУ проводятся ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков, психологические тренинги.
Воспитателями организуется проблемно-поисковая деятельность детей (работа
в группе по разрешению ситуаций, разработка совместных с воспитателями
проектов), создаются условия для продуктивной деятельности ( изготавливаются эмблемы, плакаты, проводятся их презентация).
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право,
понятие, используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Знакомство детей на
материале сказок проводим осторожно - ведь в сказках существует совсем иная
оценка действий героев.

Предлагаем викторину «Права литературных героев».

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая Шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и
рыбке»).
2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка». Зайка из сказки «Ледяная избушка»).
3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? ( «Лягушка-путешественница»).
4. В какой С1^зке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? ( «Дюймовочка»).
5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, Белоснежка и семь Гномов, персонажи из басни «Квартет»).
6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о его
работнике Балде»).

2-я часть
Жестокое обращение с детьми: что это такое? «Проблемные родители» - не вина ребёнка , а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, которыми взрослые калечат ребёнка, это
унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят
детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимой пищей, одеждой, гигиеническим уходом, лишают сна. Кроме ого, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение в детстве делает людей социально дезадаптированными, не умеющими создать семью, быть хорошими родителями. Опасное социальное последствие насилия - дальнейшее воспроизводство жестокости. Жестокое обращение с детьми могут допускать не только родители (но и другие члены семьи), опекуны, попечители, воспитатели и т. д.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми
Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.
Сексуальное насилие ( или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое ( эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и формирующее патологические черты характера.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятное и постоянная критика;
- угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;
- замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребёнка - отсутствие элементарной заботе о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды,
жилья, образования, медицинского ухода;
- должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой
несчастного случая.
По данным европейских и американских исследований, в последние годы число проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам неуклонно растёт.
Существуют факторы риска, которые могут спровоцировать жесткое обращение в семье:
- неполные или многодетные семьи, семьи приёмными родителями, наличие отчимов или мачех;
- наличие в семье больных алкоголизмом , наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы ; безработица, постоянные финансовые трудности; конфликты между родителями; статус беженцев, вынужденных переселенцев; низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции; нежеланный ребёнок; умственные или физические недостатки ребёнка; трудный ребёнок. В случае выявления жестокого обращения с ребёнком со стороны родителей, необходимо организовать работу по оказанию ему помощи: посещение ребёнка на дому для ознакомления с условиями, в которых он проживает и установления контактов с семьёй; обращение в специальные службы защиты детей; формирование правового сознания у родителей (анкетирование, оформление наглядно- информационных стендов, конституции психологов, привлечение родителей к проведению различных мероприятий.

Задание для команд

Задание 1.
Решение ситуаций. Каждая команда знакомится со своей ситуацией. После 30 секундного обсуждения один представитель от команды должен выразить мнение об описанной ситуации.
Ситуация 1. Иришка играла у открытого окна . На подоконнике с стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать и горшок с цветком оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлёпала девочку. Какие права ребёнка были нарушены?

Ситуация 2. Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала её и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила
на тазик. Вода разлилась по ковру. Девочка в растерянности смотрела на лужицу. К ней подошла мам. Что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.

Задание 2.
Вам надо назвать:
а)литературное произведение , из которого дан отрывок , и его автора, если такой есть;
б)назвать статью, которая по вашему мнению, подходит к данному литературному произведению.

1. «Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал?
-Ха-ха-ха! Что тебе замарашка делать в королевском дворце?»
(Ш. Перро «Золушка»)

Статья 31. Ребёнок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.
-Иными словами, ребёнок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети мира очень любят играть, веселиться, петь, танцевать. Ноне всегда некоторые взрослые понимают детей и считают, что детские игры - это пустяки, что надо заниматься только серьёзными делами. Детские игры - это вовсе не пустяки! Ведь в некоторых странах
дети вынуждены работать, потому что приходиться помогать родителям прокормить семью. Кроме того, некоторые родители чересчур перегружают детей, хотят, чтобы, кроме школы, их ребёнок ходил заниматься музыкой, и на занятия иностранным языком, и в спортивную секцию... И забывают, что право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребёнка.

2 . «На следующий день папа Карло купил сыну Азбуку с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу» (А. Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»)

Статья 28. Ребенок имеет право на образование.
-Да, каждый ребёнок имеет право на бесплатное образование. А государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, чтобы не получилось как в сказке про золотой ключик!

1. «Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась - нет лягушечьей кожи. Искала - искала не нашла и говорит Ивану-царевичу: «Ах, Иван – царевич, что же ты наделал»! (р. н. сказка «Царевна – лягушка»)

Статья 16.(п.2). Ни один ребёнок не может быть объектом незаконного посягательства на его честь и репутацию, ребенок имеет право на тайну корреспонденции.
- Иными словами: ребёнок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну. Конечно, нам взрослым, особенно родителям, не всё равно, с кем дружит ребёнок, где бывает, как одевается, о чём шепчется со своим другом. Родители могут посоветовать, убедить , объяснить ребёнку, что им не нравится в его поведении. Но никто не имеет право вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по- своему , указывать: «С этим не дружи! Такую музыку не люби! Думай только так, а не иначе!

2. «Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. - Иди,- говорит,- и без подснежников не возвращайся».

Статья 20. Ребёнок, который временно или постоянно лишён своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством
- Государство должно заботиться о ребёнке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав. К сожалению, в нашей стране таких детей не становиться меньше. Бывают родители, которым страшно доверить ребёнка : пьяницы, наркоманы, психические неполноценные. В этих
случаях растить и воспитывать детей должно государство. Но, конечно же, семья, хотя бы и не родная , для ребёнка лучше, поэтому детей усыновляют, но государство обязательно должно проверять условия, в которых живут такие дети.

Чтобы подвести итог нашего семинара, мы предлагаем поиграть в игру "Волшебный сундучок".

Из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека.
Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? {о праве на имя).
Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (о праве на заботу и любовь)
Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (о праве на имущество.)
Конверт. О чём напомнил конверт? (никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать.)
Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (о праве на образование.)
Игрушечные утёнок и утка. О чём напоминают эти игрушки? (о праве
ребёнка быть вместе с мамой.)

Все люди, маленькие и взрослые, имеют права и никто не может их нарушать. Предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца. (Упражнение выполняется под музыку). Встаньте, сложите ладошки, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладошки, прижмите их к груди и выпустите птичку на волю. Сейчас вы почувствовали, как приятно о ком-то заботиться и как это ответственно. Независимо от того, чья команда набрала больше количество баллов, я думаю, все вы будете теперь лучше знать права ребёнка, уважать, и защищать их, внедрять свои знания в практику работы с детьми и родителями.

В жизни можно по-разному жить:
В горе можно и в радости,
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде.
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям.
А. Вознесенский

Мы надеемся, что тема семинара никого из вас не оставила равнодушным и вы узнали для себя что-то нужное и новое.
Благодарим за активное участие и сотрудничество!

Литература: «Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях.»

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

 


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.