развитие ребенка
Веселые обучалки и развивалки

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

развивающие игры
 
Разделы сайта

Главная
Игры для детей on-line
Развивающие игры
Развитие внимания
Учим буквы играя
Страничка воспитателя
В помощь учителю
Сценарии праздников
Игры для праздников
Потешки
Считалки
Сказки для детей
Скороговорки
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Графические диктанты
Раскраски
Изучаем алфавит Видео
Изучаем английский
Задачи со спичками
Заставки на телефон
Притчи
Статьи
Книги для детей
Книги для родителей
Полезные ресурсы
Контакты
Код нашей кнопки

Видео-лекции о воспитании детей

Реклама

Новости о детях

Новости о детях

Реклама



Использование активных методов в развитии детей
дошкольного возраста
По конструированию в разновозрастных группах (из опыта работы)

Автор: Черных Елена Викторовна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полтавский д/сад «Родничок» р.п. Полтавка,
Полтавского района, Омской области

Конструирование (из строительного материала) - это вид деятельности (в сравнении с рисованием, лепкой и аппликацией) дает возможность для творчества, формирует у дошкольника предвидеть будущий результат, развивает пространственное мышление, дает толчок к обогащению речи ребенка.

Под познавательной активностью детей разног возраста следует понимать
активность, возникающую по поводу познания в процессе, то есть заинтересовать в принятии информации и углубить свои знания в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, проявляя творчество, наиболее эффективные методы.
А это:
Метод обучения , познания -умение анализировать и усваивать знания осознанно(В. В. Давыдов , Н. Н. Поддьяко)
Метод приема и сравнения К. Д. Ушинский говорил: Все в жизни мы познаем не иначе как через сравнение.
Проявление самостоятельности, творчества, выдумки ведет к методу моделирования и конструирования.

Способность детей к моделированию доказана в психологических исследованиях (Л. А. Венгер, Л. И. Цеханская и т.д.) и педагогических исследованиях (В. Г. Нечаева, Н. Ф. Виноградова) Этот метод необходим при ознакомлении ребенка с социальным миром. Дети через игру учатся располагать предметы в пространстве. Моделирование и конструирование развивает мышление, воображение и готовят ребенка к восприятию карты мир,глобуса….Воздействуют на повышение познавательной активности ребенка и большое внимание оказывает на словесное объяснение, и игровую
деятельность.

Экспериментирование и опыт моей работы, показывает, что каждый метод очень эффективен в плане повышения познавательной активности ребенка. Все методы дают ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

В раннем возрасте конструирование слито с сюжетно-отобразительной игрой. Инициатива исходит от воспитателя. Дети выполняют мои задания,
некоторые указания. Основную задачу я ставлю: побуждать интерес к конструированию, приобщать детей к созданию простейших конструкций.
Прежде, чем работать с конструктором, я детей учу складывать в коробку все детали в соответствии с образцом. Для чего это я делаю? В дальнейшем умение убирать формы по порядку, сэкономит и наше время и сохранит подольше игровой материал.

Затем в течение 10 мин проходит знакомство со строителем. Я это провожу так:
Смотрите - это строитель, а коробка – это дом. Давайте посмотрим, кто живет в этом доме. Это кирпичики….2ряда… Какого они цвета? Где лежат, у короткой стороны коробки или длинной? У короткой. А это кубики. Какого они цвета? Сколько рядов кубиков. Это призма, она похожа на крышу. Повтори, как называются эти формы? 2 большого размера. Какого цвета призмы? А 2 маленького размера. Какого цвета? ( И так каждую фигуру). В доме хорошо живется только тогда, когда в нем порядок. Каждая фигурка
живет в своей квартире. Красиво - когда порядок.

Своим трехлетним малышам я говорила:
Матрешка шла, шла, устала. Давайте построим для неё стульчик. Найди в коробке кубик. Это сиденье. А теперь возьми кирпичик и сделай спинку (не торопясь наблюдаю, как ребенок пытается соединить детали). Прижми кирпичик к кубику, тогда будет прочно. А можно сделать стульчик для кошечки? А для мышки? А теперь уберём в коробку строитель, на то же место: я - кубик ,а ты- кирпичик. Смотри, в доме опять стало красиво, все жильцы живут в своих квартирах.

С четырёхлетними детьми мы строили: кроватку, мостик, забор, короткие и длинные дорожки, т.е. уже с 3-х летнего возраста со 2 половины года и в 4 летнем возрасте конструирование отделяется от сюжетно-отобразительной игры и начинается самостоятельная деятельность. На начальном этапе я продолжаю знакомить детей со свойствами основных деталей (кирпичик, кубик, пластина, призма), формирую понятия: высокий - низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, учу овладевать двумя способами решения простейших конструктивных задач - заменить меньшие детали на большие ,при этом научить Незнайку это делать. пристраивать и надстраивать, используя те же детали. Дети строят для зайки дорожку длинную и короткую, заборчик для поросят: низкий -для маленьких, и высокий -для больших ,башенки, ворота, скамейки и т.д.
На первых трех занятиях я формирую умение располагать кирпичики в ряд на полоски (длинные и короткие, трамвайная линия, учу различать пространственные признаки, узкий – широкий, короткий – длинный).
Обучаю 2 способам измерения конструкции в длину - замене мелких деталей на более крупные и пристраиванию.

Например:
После того, как дети построили дорожку из кирпичиков, я предлагаю, для тигренка, построить длинную и заменить кирпичики пластинами, или приставить к короткой дорожке еще несколько кирпичиков, чтоб тигренок не упал в пропасть, важно выделить эти способы, методы из общего контекста деятельности, так, чтобы дети осознали суть задания. Я одной группе предлагаю выполнить задание первым способом, а другой - вторым.

В конце занятия мы с детьми обсуждаем работы. На следующих 2-3 занятиях мои дети учатся ставить кирпичики на узкую плоскость - длинную и короткую. Сначала сооружают загородку для животных, замыкая плотно пространство по круг, прикладывая кирпичики, друг к другу.
При этом очень важный момент я говорю детям, чтоб наши домашние животные не разбежались, вначале мы соорудим постройку, и только после этого заселим животных в новый домик. Задание это требует от детей умения соотносить размеры игрушки с возводимой ими загородкой. Затем дети строят забор у домика. Это очень простая постройка, однако, способ выполнения (замкнутое пространство по четырехугольнику) вызывает определенные сложности. Трудно выстроить четырехугольник ровной конфигурации. Мы приглашаем мастера- строителя (это я). Я помогаю, по углам каждого домика ставлю, столбики, (2 кубика поставленные друг на друга) зрительно опираясь на них, дети самостоятельно ставят между ними кирпичики. Так же сооружаем высокий забор, я увеличиваю высоту столбиков, а дети используют вместо кирпичиков пластины, укрепляя призмами с 2 сторон, проговаривают, что высоту ворот можно изменить разными способами: нарастить с помощью нескольких кубиков, или заменить пластинами, в зависимости какие строит ворота низкие или высокие и т.д. (работы выполняют самостоятельно)
Прежде, чем я приступаю к работе над темами «Ворота», «Мебель», я детей знакомлю с объектом через: экскурсии, рассматривание картин, пение песен заучивание стихов. Знакомлю с его основными частями, их практическим назначением.

Пример : рассматривание мебели в групповой комнате ( в т.ч. кукольную) в кабинете заведующей, мед сестры, воспитателя и т.д. я помогаю выделить в предметах, общее, и, различие: стул имеет сиденье короткое, на нем может сидеть один человек, на диване – сиденье широкое, длинное, могут вместиться несколько человек. Цель занятия будет доступна только тогда, когда обследование образца я веду в определённой последовательности: объект в целом; его части; их пространственное расположение относительно друг руга, детали из которых построена каждая часть. И в заключении я обращаю внимание детей на объект в целом.
Порядок обследования образца должен соответствовать последовательности воздействия постройки.

Пример: (обследуя стол, я создаю проблемную ситуацию, если бы не было ножек, или крышки, рассматриваем схемы, обследует какие они), тем самым значительно облегчается процесс конструирования. Последовательность обследования образца должна соответствовать логике возведения постройки. Образец я анализирую на первых занятиях - в начале года. В процессе выполнения задания, я слежу, чтоб дети точно следовали по образцу, правильно отбирали и использовали материал. Если кто-то ошибается, обращаю внимание на образец ,предлагаю сравнивать с ним ещё не оконченную постройку. А если
Ошибка носит общий характер, я направляю внимание всей группы, подчеркиваю то, что необходимо исправить.

Основная образовательная задача: уже в дошкольном возрасте дети должны применять полученные знания в самостоятельной деятельности: анализировать окружающие их объекты, комбинировать знакомые им детали для создания простых конструкций. Решается эта задача методом обследования образца по определённой схеме; предложением различных вариантов одной и той же постройки, различными способами её выполнения

Младшие дошкольники способны строить некоторые постройки по памяти, например: мебель.
Следовательно, я занятия веду в следующей последовательности:
-дети вспоминают, какую мебель они строили?
-из каких деталей?
-Я показываю различные образцы; столы, стулья, диваны.
-затем убираем их.
Дети строят 2-4 постройки на выбор, в основном воспроизводят образцы. Однако
Некоторые дети возводят конструкцию по-своему. Я всегда поощряю автора и демонстрирую его изделие всей группе.
Каждое занятие по конструированию я заканчиваю играми чтением стихов, потешек. Я игрушку использую в активных методах для развития дошкольника.

Именно игрушка побуждает ребенка строить дом для зайки, которого обидела лиса, кроватку для Мишутки. Малыши только начинают выделять пространственные характеристики постройки и игрушки ( высота, длина, ширина), соотносить их между собой. Поэтому дети получают игрушки, соответствующие размерам их построек. Подводя итог, я обязательно отмечаю для себя не только результат деятельности, но и сам процесс:
Как дети рассматривали образец?
Как подбирали материал?
Какие действия были в ходе работы?
Какие допускали ошибки?

Главное ребенок теперь может самостоятельно подолгу заниматься строителем, а взрослым необходимо поощрять: творчество, проявление индивидуального стиля конструирования, который проявляется в том, что ребенок решает построить такой дом, который еще не строили, следовательно, нам педагогам нужно будет знакомить с архитектурными шедеврами и сохранять интерес к деятельности.

Поиск по сайту

Реклама


Друзья сайта


Растения для детских комнат

Реклама

 


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
 
Copyright © 2007-по настоящее время Елена Рахманова
Все права защищены. Условия перепечатки материалов смотрите здесь.