Урок письма и развития речи в 7 классе

Урок письма и развития речи в 7 классе

Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.

Автор: Камнева Ирина Александровна
Учитель русского языка и литературы
КОУ «Петропавловская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
р.п. Муромцево Омской области

Цель: развитие умения определять род, число, падеж имён прилагательных;
Обобщить знания учащихся о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода,
Задачи
Познакомить с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода.
Совершенствовать умение проверять безударные окончания прилагательных.
Развивать у учащихся осознанное и точное употребление прилагательных в речи, развивать умения распознавать падежи и правильно писать окончания.
Воспитывать любовь и интерес к языку
Оборудование: компьютер, презентация, задания для работы в группах

Скачать презентацию в программе Power Point «Склонение имен прилагательных 7 класс» >>

Ход урока.

I Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вновь приветствовать вас!
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Тихо мы за парты встали
И друг другу покивали
Всем гостям сказали «Здравствуйте»
Улыбнулись, поклонились…
И на место повернулись.
2. Проверка Д.З обоснование правильности написанных окончаний


II Актуализация знаний

Найдите пару
(у учащихся карточки с именами существительными, на доске карточки с именами прилагательными; дети подходят к доске и прикрепляют карточки так, чтобы получилось словосочетание определяют падеж)
Холодное утро, по лесной дорожке, белоснежное одеяло, на пушистом снегу, зимним вечером
из снежных сугробов , по узкой тропинке, зимнее солнышко

III Сообщение темы урока.

— Сегодня мы поговорим об имени прилагательном, закрепим навыки склонения имен прилагательных м.р. и ср.р, правильного написания окончаний прилагательных мужского и среднего рода
- Сегодня тема урока?............................... ( слайд 1)
Открыли тетради , записали число, классная работа, тему урока.
Что такое прилагательное? ( слайд 2)
Как ещё изменяются имена прилагательные? (по числам, родам и падежам) (слайд 3)
На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (слайд 4)

Мы проведём урок на «Опушке леса», увидим красоту зимнего леса ( слайд 5)
1) Отгадайте загадку: Слайд 6
Кто, угадай - ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки,
Над миром –пушинки? ? Зима.
Какая часть речи поможет точнее и красочнее описать красоту зимнего леса?
зима какая? (называют признаки)

— «Украшение текста прилагательными» (слайд 7)
- Нужно украсить текст прилагательными. Вставить в текст подходящие прилагательные.(слайд)

Посмотрите, как много слов вы сказали, и все они похожи.Чем? (имена прилагательные)
Зима в лесу.
……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом
загадка.
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке. (Снежинки.) (слайд 8)
- Вот мы и понаблюдаем за снежинками. (слайд 9)
- Что вам напомнили эти снежинки? Догадайся, что это такое? - ий, - ое, - ый, - ее, - ой
(Окончания прилагательных м. р. и ср. р.)

- На сколько групп можно разделить эти окончания?
м.р. ср.р. ж.р
- ий - ое -ая
- ый - ее -яя
- ой
Динамическая пауза.
Называю словосочетание - дети определяют род м.р хлопают мальчики
Ж.р. хлопают девочки
Ср. р -тишина
лыжный поход, зимнее утро , хорошая погода, морозный возду, крепкий лед, небо голубое, снежная зима, красивый снеговик, большая сосулька.

-От чего зависят окончания имён прилагательных?
-Как правильно написать окончание имён прилагательных? (что в вопросе, то в ответе)
Дети :.Правописание безударных падежных окончаний прилагательных проверяется с помощью вопроса кроме ( И.п. ед.ч. м.р.)
- Изменение окончаний по падежам как называется? ( склонением)
- Можно ли определить падеж по окончанию? (Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые.)

— А как можно определить падеж у прилагательного? ( Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному.)

Давайте вспомним алгоритм определения падежа у имен прилагательных.
- Какие шаги мы должны сделать?
1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным. (Слайд10)
(На покрывале (каком?) снежном)
2 шаг – определить падеж у имени существительного. (СЛАЙД 11)
На (чём?) на покрывале – предложный падеж.)
3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного(СЛАЙД 12 )

Мы хорошо потрудились, пора отдохнуть.
Физминутка «Зимой» (слайд 13)
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
Какая зима обходится без катания с горки? (Слайд 14 )

-На «горке» имя прилагательное, предлагаю просклонять прилагательное вместе с существительным подберите к нему окончание, запишите, выделите окончание
И.п. бел…... снег
Р.п. бел…. снег…
Д.п. бел…. снег…
В.п бел…… снег…….
Т.п. бел…...снег…
П.п бел…... снег…… (Один ученик у доски, остальные в тетради делают запись)
Понаблюдай и сделай вывод (Слайд 15 )
Снег покрывало

И.п.
(какОЙ?) белЫЙ (какОЕ?) белОЕ
Р.п. (нет) (какОГО?) белОГО белОГО
Д.п. (дать) (какОМУ?) белОМУ белОМУ
В.п. (вижу) (какОЙ?) белЫЙ (какОЕ?) белОЕ
Т.п. (горжусь) (какИМ?) белЫМ белЫМ
П.п. (мечтаю) ( о какОМ?) о белОМ о белОМ
Правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
Озвучивают памятку.

Когда есть прилагательное Слайд
И нужно обязательно
Узнать про окончание –
Внимание, внимание!
Правил легче нет на свете:
Что в вопросе – то в ответе!
После твердых согласных в окончаниях прилагательных пишем О или Ы.
После мягких согласных и шипящих пишем И или Е

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ стр 114 правило
упражнение 144 стр 113
. -Понаблюдаем за окончаниями прилагательных и сделаем вывод. Слайд.16
-Заполнение карточек «Окончания прилагательных муж. и ср. рода.»
Заранее раздаёт карточки
Работают по таблице.

И.п. - ОЙ, -ЫЙ -ое , ее
Р.п. -ОГО -его
Д.п. ОМУ
В.п. -ОЙ, -ЫЙ -ое, -ее
Т.п. -ИМ , -ЫМ
П.п. -ОМ, -ОМ

Итог урока
Игра «Или нет, или да, а не знаешь – не беда».
Имя прилагательное –часть речи?
Имена прилагательные склоняются?
В русском языке есть 7 падежей?
У прилагательных м.р и ср.р родительного падежа окончание -ого, -его?
Определить род прилагательного можно по вопросу ?
- Как проверить правильность написания окончаний имен прилагательных?
по вопросам(надо найти существительное, к которому относится прилагательное, от него поставить вопрос к прилагательному и по нему определить, какое окончание следует писать)
Выставление оценок.

Мужской род Средний род

И.п.
Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Игра в снежки. Проверка «цепочкой».
Что нужно сделать, прежде чем начнём играть?
«Снежками» будут падежи.
в-зимнем (лесу)

оставьте и запишите текст из двух предложений, используя данные словосочетания.
- опушились, иней, деревья, блестящим лес, в, убор, красив, зимнем
Деревья опушились блестящим инеем.
Красив лес в зимнем уборе!

Ранн_м зимн_м утром мы отправились в лыжн_й похо_. За городом мы св_рнули с дорог_ и п_шли быстр_м шагом по твёрд_му насту. Скоро мы п_ дошли к склону горы. С весёл_м криком мы пок_тились под гору. Как хор_шо дышать свеж_м морозн_м воздухом_ Потом мы н_правились вдоль руч_я, покрытого толст_м крепк_м льдом.
Найди в тексте прилагательные, определи падеж

Выделите окончания имён прилагательных.
Определите их падеж.
Проверьте правильность написания окончаний по таблице.

V Подведение итогов.

Слайд
Определите тему сегодняшнего урока.
-Как определить падеж имён прилагательных?

Слайд
Нарисуйте на полях рожицу:
-красную, если на уроке было интересно, всё поняли;
-зелёную, если иногда были трудности, сомнения;
-красную, если не усвоил тему, было не интересно.
Рисуют на полях в тетради.
VII.Задание на дом.
Упр. с. Записывают задание в дневники.

Слайд 17.

Спасибо за урок.

IV Обобщение материала.

1)Наблюдение.

Словарная работа

— Ну а сначала поработаем как всегда над словарными словами – 4 часть. (Детям раздаются карточки со словарными совами из учебника А. В. Поляковой. Словарные слова разделены на части. Дети спрашивают слова друг у друга (работа в парах). За все произнесенные орфографически правильно слова ученики дают друг другу фишку(жетон), что помогает увидеть учителю, кто из учеников знает хорошо написание словарных слов).
- На какие две группы можно разделить слова? (Дети предлагают несколько вариантов деления слов на две группы).
- Выпишите только имена прилагательные (данные имена прилагательные мужского рода). Докажите.
- Найдите общий признак у имен прилагательных. ( род, окончания)
- Преобразуйте прилагательные в средний род, выделите окончания.
- Что можете сказать об окончаниях прилагательных?
Слайд 4.
сн.говик, с.сулька, л.сичка,сн.жинки

Дети обводят в воздухе и пишут, вставляя пропущенные орфограммы
Орфографическая минутка.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица-
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом-
Всё покрылось серебром.

- Просклоняйте словосочетания вкусный хлеб, вкусное печенье.
- Какой мы можем сделать вывод?
Выводы:
1) прилагательные изменяются по падежам;
2) падеж прилагательного зависит от падежа имени существительного;

№1
Прочитайте записанные предложения.
Кто может сформулировать задание? (вставить окончания имён прилагательных и определить падеж имён прилагательных)

(дети выбирают из предложенных на карточках окончания, ставят на место и объясняют свой выбор)

ТЯЖЕЛО ПТИЦАМ ВО ВРЕМЯ СИЛЬН… МОРОЗА.

ОНИ ПОДЛЕТЕАЮТ БЛИЗКО К ЗАБОТЛИВ… ДРУГУ.
ЛЮДИ ПОТЧУЮТ ПЕРНАТЫХ ВКУСН… САЛОМ.
ВСЕ МЕЧТАЮТ О ТЁПЛ… ДНЕ.
Как вы определяли окончания? (по вопросам)
В чём вы испытывали затруднения?
Как я могу вам помочь? (выставить таблицу)
Р. п. какого? -ого- -его-
Д. п. какому? -ому- -ему-
Т. п. каким? -им- -ым-
П. п. о каком? -ом- -ем-

Прочитайте самостоятельно рассказ и подумайте, к чему он нас призывает.
Запишите первое предложение. Выделите окончания и определите падеж имён существительных.

6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
(работа в парах)
Вы получаете три словосочетания

Слайд 5,6.
- Сделайте еще раз вывод: как проверить правильность написания окончаний имен прилагательных?
Тест.
З а д а н и е: найдите сочетания слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в роде и числе:
1. Белый медведь.
2. Новая шампунь.
3. Высокие горы.
4. Зимняя пальто.
5. Снежные зима.
6. Зубной врач.
7. Яркая радуга.
8. Красивая картина.
9. Строгая учитель.
10. Черный плащи.
К л ю ч: 2, 4, 5, 9, 10.

2)Работа с кроссвордом «Зимующие птицы».
Слайд 7.
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым
-Клё, кле, клё!-поёт со свистом.
Правописание падежных окончаний прилагательных в Р. п., Д. п., Т. п., П. п.
1. И г р а «Ералаш».
З а д а н и е к игре: соединить стрелками падежи и их окончания.
-ому Р. п. -ом
-ого Д. п. -его
-ым Т. п. -им
-ем П. п. -ему

Игра в снежки. Проверка «цепочкой».
Что нужно сделать, прежде чем начнём играть?

«Снежками» будут падежи.
Клёст.
Заготовить снежки.
2 загадка.
Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит.
Постучит- и, легче. Дятел.

Переход по ссылке
к слайду 8
Пёстр… дятел остр… клювом выколачивает сем.на из с.сновой шишки.

Спишите... Вставьте и объясните пропущенные орфограммы. Что для этого нужно сделать?
Определить род и падеж имён прилагательных.

Возврат к слайду 7.
3 загадка.
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата. Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. Синица.

Запись под диктовку с комментированием.
На ветке старого дерева уселись синички.
1)Игра «С ветки на ветку»
2)Разбор 2 предложения по членам предложения.
В каком роде стоят имена прилагательные?
Синичка прыгает, указывает падежи(цепочкой).
В мужском и среднем роде.
Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
Слайд 9.
4 загадка.
-Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам красногрудый?
-Облетел я всю Сибирь
И зовут меня….Снегирь.

Переход по ссылке к слайду10.
-Чтение текста. Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.
… лесу на сосне сидит … снегирь. На голове у него … берет. На фоне … покрова птица выделяется … оперением.
-Списать, определить падеж имён прилагательных.

Слайд 11.

-Разобрать имена прилагательные как часть речи:

I в-зимнем (лесу)
II в – ярким (оперением).
Что это за текст?
-Как живётся птицам зимой?
-Как вы им можете помочь?

Текст – описание.
Ответы детей.
Самостоятельная работа детей
Работают по памятке.
3)Работа с таблицей.
Работа в парах.

. Актуализация опорных знаний.
Учитель предлагает просклонять прилагательное молодой с вопросами, затем прилагательное серый (на доске и в тетрадях).
И. п. (какой?) молодой
Р. п. (какого?) молодого
Д. п. (какому?) молодому
В. п. (какой?) молодой
Т. п. (каким?) молодым
П. п. (о каком?) о молодом И. п. (какой?) серый
Р. п. (какого?) серого
Д. п. (какому?) серому
В. п. (какой?) серый
Т. п. (каким?) серым
П. п. (о каком?) о сером
Учащиеся характеризуют падежные окончания.
– Будут ли изменяться окончания этих прилагательных, если они будут сочетаться с существительными в среднем роде? (Нет, кроме И. п. и В. п.)

III. Формирование новых знаний.

1. Н а б л ю д е н и е за прилагательными с ударными и безударными окончаниями.
Учащиеся под руководством учителя анализируют ударные и безударные падежные окончания прилагательных (на примере предыдущих слов молодой и серый), отмечают сходства и различия, делают вывод.
– Для всех ли случаев будет подходить ваш вывод?
П р о в е р к а вывода осуществляется при выполнении упражнения 34 на с. 166.
2. Ч т е н и е п р а в и л а на с. 167.
Учащиеся сравнивают окончания падежных вопросов и окончания прилагательных. Делают в ы в о д.
Затем учащиеся читают рифмованное правило, последние две строчки заучивают наизусть.
Когда есть прилагательное
И нужно обязательно
Узнать про окончание –
Внимание, внимание!
Правил легче нет на свете:
Что в вопросе – то в ответе!
Д/ задание

— Скажите, можно ли с помощью имен прилагательных выразить свое отношение к человеку? Например, как Пушкин относится к старухе, старику? Какие он использует имена прилагательные? Я попрошу вас дома нарисовать портреты старика и старухи с помощью имен прилагательных среднего, мужского и женского рода.

V
- Давайте вернёмся к началу нашего урока. Какие прилагательные вы видите на слайде? (женского рода)
Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже
Цель: формировать навык правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.
1. Проверка домашнего задания: обоснование правильности написанных окончаний, уточнение значения слова правительство (высший исполнительный и распорядительный орган в стране), подбор к нему однокоренных слов для проверки первой безударной гласной (править), второй безударной гласной (правитель), выделение значимых частей в слове правительство, запоминание гласной в суффиксе -тель.
2. Чтение темы, определение задачи урока: учиться распознавать имена существительные мужского и среднего рода в родительном падеже и правильно записывать их падежные окончания.
3. Ознакомление с падежными окончаниями имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода в родительном падеже (учебник, упр. 33). Ответы на вопросы к упражнению. (Справка для учителя: 1) по падежному вопросу (какого?) и окончаниям имен прилагательных -ого, -его можно узнать, что данное имя прилагательное употреблено в родительном падеже; 2) окончания имен существительных в родительном падеже мужского и среднего рода -ого, -его согласно орфоэпической норме произносятся как [овъ] под ударением и [ъвъ], [ьвь] без ударения. Эти окончания не могут быть проверены по вопросу, потому что вопрос произносится так же (како[въ]?), поэтому написание окончания в данном падеже надо запомнить.) Запись вопроса и прилагательных в родительном падеже:
какого? золотого крепкого кольца (Р. п.)
какого? зимнего утреннего солнца (Р. п.)
(Учитель обращает внимание, что после мягкого согласного пишется окончание с гласной е (-его), после твердого согласного — окончание с гласной о (-ого).)
4. Упражнение в распознавании имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже, в обосновании правописания уже написанного окончания (учебник, упр. 34) и пропущенного падежного окончания (учебник, упр. 35). Ответ на вопрос: чем близки по содержанию тексты упражнений 34 и 35? Обобщение: что надо знать о написании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже?
5. Чтение предложений (учебник, упр. 36). Ответ на вопрос: когда так говорят? Выполнение заданий упражнения (кроме составления диалога).
6. Итог урока: что узнали об окончаниях имен прилагательных в родительном падеже?
7. Домашнее задание: учебник, упр. 36 (составить диалог), упр. 37 (подготовиться к письму под диктовку, разобрать выделенные прилагательные по составу).
Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 23—25.

. Обобщение изученного. диктант.
На доске под определёнными номерами записаны окончания прилагательных. Я буду диктовать словосочетания прилагательных с именами существительными. Вам надо определить какое окончание должно быть у прилагательного и записать в таблицу прилагательное
1 2 3 4 5
-ая -ое -ый -ые -яя
зимняя ночь, снежный убор, звёздное небо, зеленая ветка, лесные жители

Проверочный тест по русскому языку по теме: «Имя прилагательное».

1.Что такое имя прилагательное?
А) слово Б) часть предложения В) часть речи

2. С какой частью речи связано имя прилагательное?
А) С именем существительным Б) с глаголом В) с местоимением

3. Что обозначает имя прилагательное?
А) Предмет Б) признак предмета В) действие предмета

4. Имя прилагательное изменяется
А) по падежам Б) по родам В) по числам

5. Как узнать род имени прилагательного?
А) по окончанию имени прилагательного
Б) по окончанию имени существительного
В) по роду имени существительного, с которым связано имя прилагательное

6. Имена прилагательные мужского рода имют окончания
А) ой Ый Ий Б) ая яя В) ое, ее

7. В каком падеже у имен прилагательных окончания ого его
А) в родительном Б) в дательном В) в творительном

8. Вставить пропущенные буквы
А) син-__ море Б) желт__ кофта В) домашн__ животное

9. Укажите падеж имен прилагательных в словосочетаниях:
наблюдаю за удивительным явлением, пришел перед последним уроком
А) родительный Б) дательный В) творительный

10. Какая буква пишется в окончании имен прилагательных в словосочетаниях?
Кружился в син-м небе, растворить в горяч-м молоке
А) е Б) и

11. Найти предложение, в котором имя прилагательное относится к подлежащему?
А) После трудного дня лесорубы собрались у костра.
Б) Порывы ледяного ветра обжигают лицо
В) Большое окно пропускает много света.

12. Укажи предложение с именем прилагательным в форме мужского рода, винительного падежа
А) С удочкой в руках я пробирался сквозь густой туман.
Б) За железной стеной парохода блещут бурные волны.
В) В городе построили новую школу.

VІ. Рефлексия

— А сейчас покажите как вы оцените свою работу на уроке (зеркальце на партах)
-если урок прошел для вас интересно, без затруднений, и вы хорошо
работали, то покажите красное зеркальце:

- если у вас пока еще есть затруднения, проблемы, то покажите желтое зеркальце;

- если еще возникают трудности в работе с прилагательными, то покажите зеленое зеркальце

— Большое спасибо за урок.

Самоанализ урока

Данный урок является обобщающим уроком по теме «Склонение прилагательных мужского и среднего рода»

Тема: Склонение прилагательных мужского и среднего рода

Цель:повторение и обобщение знаний по данной теме

Задачи:развивать умения проверять родовые и падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода; развивать офографическую зоркость;расширять и обогащать словарный запас ученика

Тип урока: повторение изученного материала

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для повторения и закрепления материала через развитие речи и коммуникативной деятельности ученика.

Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индавидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, работа с презентацией, рабочей тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся

Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по определению роли имен прилагательных в тексте, создавала проблемные ситуации.

Использование компьютерных технологий дало возможность для целостного восприятия детьми данного материала.

Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся общеучебных навыков. Урок построила по таким направлениям:

-определение роли прилагательного в тексте;

— определение синтаксической роли прилагательного;

— лексическая работа;

— закрепление изученного

Качественную оценку деятельности школьников я сделала в конце урока, проведя рефлексию.

Учащиеся на уроке были активны,внимательны, работоспособны.

Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективна.

Скачать презентацию в программе Power Point «Склонение имен прилагательных 7 класс» >>

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.