Работа с вокальным ансамблем

Занятие в объединении «Эстрадное пение»
по теме: «Работа с вокальным ансамблем»

Автор: Доманова Марина Владиславовна
Педагог ДО
МАОУ ДОД ЦДТ, станица Выселки,
Выселковского района, Краснодарского края

Эстрадная и джазовая музыка как один из ведущих музыкальных жанров развивается под влиянием различных национальных традиций. Новые идеи приходят сегодня в популярную музыку, раздвигая её горизонты. Синтез элементов многих стилей и жанров не только фактор моды, но и естественный ход развития музыкального творчества и исполнительства.
В последнее время возрос интерес к вокально-ансамблевому пению. А музыкальный вкус слушателя подчас портят далеко не лучшие образцы бытовой эстрадной музыки, звучащей повсеместно. Наша задача – сформировать, раскрыть и приумножить творческие способности воспитанников, занимающихся в вокальных ансамблях.
Работа с творческим коллективом, вокальным ансамблем строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики. В основе работы творческого коллектива лежат увлеченность и духовная общность, определяющие деятельность творческого коллектива. Через исполнительскую деятельность раскрываются любовь к музыке, ансамблевому пению.
Творческий коллектив (в дальнейшем именуемый также «вокальным ансамблем») — это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам. Вокальный ансамбль возглавляет руководитель (лидер). Индивидуальная работа руководителя с участниками ансамбля носит многоплановый характер. Во время репетиций, концертов и в процессе подготовки к ним участники ансамбля должны выполнять все указания руководителя, точно следуя установленному режиму работы. В межличностном общении приобретается опыт эмоционально-творческих контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу. В результате продуманной учебно-воспитательной работы развивается творческая инициатива каждого участника ансамбля и открывается перспектива для развития всего коллектива.
Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Репертуар должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию.
При выборе произведения необходимо учитывать следующие параметры: количество голосов; их тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности; наличие аккомпанемента («живой инструментальный ансамбль» или «фонограмма»).
Эти же принципы лежат в основе вокальных аранжировок.

Задачи курса «Работа с вокальным ансамблем».

Музыкально — исполнительский процесс в ансамбле предполагает овладение его участниками системой специальных музыкально — теоретических вокально-ансамблевых знаний, умений и навыков, применение которых неразрывно связано с теорией и практикой музыкального исполнительства.
Теория и практика работы с вокальным ансамблем неотделимы от основных приемов работы с хором. В методике вокально-ансамблевой работы знания акустических закономерностей и механизма работы голосового аппарата необходимы для руководителя.
По мере развития музыкальной культуры и возросшего интереса слушательской аудитории, все настоятельнее ощущается потребность осмысления накопленного вокально-хорового опыта. В постоянном изменении отношения к певческому делу меняются задачи, стоящие перед ним.

Вокальный ансамбль, как творческий коллектив.
1. Цели и задачи.
— творческий коллектив как вокальная организация;
— создание творческой атмосферы, духовная общность, ответственность каждого в ансамбле;
— музыкально-просветительская работа как важный фактор воспитания вкуса и художественной культуры людей.
2. Голосовой аппарат и его функции.
— голосовой аппарат как система голосообразования;
— строение и работа гортани, органы дыхания, артикуляционный аппарат и резонаторы.
Работа с детским ансамблем
1. Особая роль руководителя.
— создание руководителем творческого контакта, искренних и доверительных отношений – залог активной жизнедеятельности детского коллектива.
2. Возрастные особенности детского голоса.
— основные правила охраны детского голоса. Опора на ассоциативную доступность в применении вокальной методики, естественность пения;
— органичность и естественность пения.

Ансамбль, общее понятие.
1.Несколько значений слова «ансамбль»;
— ансамбль как группа совместно выступающих музыкантов и «искусство» ансамблевого пения;
— обусловленность ансамбля жанровыми признаками, стилистикой, составом исполнителей;
— умение одного музыканта соизмерять свою художественную индивидуальность с другими музыкантами в ансамбле.
2. Ритм в ансамбле.
— ритм – пульс;
— достижение метроритмического единства движения в комплексе исполнительских задач;
— «звучащая» пауза;
— развитие ритмического чувства как работа над дикцией, орфоэпией, динамикой, характером звуковедения, фразировкой.

Строй в ансамбле.
1. Равномерно-темперированный и зонный строй.
— естественное отклонение от равномерно — темперированного строя в вокальном ансамбле — результат индивидуальной манеры интонирования;
— законы интонирования;
— зависимость интонирования от ритма и темпа исполняемого произведения.
2. Гармонический и мелодический строй.
— вертикальный и горизонтальный строй;
— формирования чистого интонирования – система целенаправленных занятий.

Средства исполнительской выразительности.
1. Темп.
— многозначность художественного образа произведения и многовариантность его прочтения;
— связь темпа с художественным образом, гармонией, ладом, ритмом.
2 Динамика.
— относительный уровень градации громкости («тихо», «умеренно», «громко»);
— изменение темпа в зависимости от содержания текста.
3. Тембр.
— непосредственное воздействие на слушателя;
— тембр как окраска голоса и певческая манера.
4. Штрихи.
— тесная связь с другими средствами исполнительской выразительности;
— «легато», «нон — легато», «стаккато».
5. Фразировка.
— музыкальная фраза, общее понятие;
— зависимость от литературного текста;
— произношение поэтического текста в ансамблевом исполнении.
6. Соотношение музыкальной и литературной речи.
— разное взаимодействие литературной музыкальной структуры в произведениях;
— интерпретация художественного образа.
7. Орфоэпия в пении.
— основные нормы литературного произношения, правила орфоэпии.

Некоторые вопросы аранжировки для вокального ансамбля.
.1.Анализ произведения.
— определение жанровых истоков и стилистических особенностей произведения;
— творческий подход к поэтическому тексту;
— взаимосвязь речевой и музыкальной ритмоинтонации
2. Вокальная аранжировка.
— реальные возможности ансамбля;
— диапазон, тесситура, выбор удобной тональности;
— логика и плавность голосоведении.

Выучивание произведения с ансамблем.
1.Три периода выучивания произведения.
— технический;
— художественный;
— генеральный (по П. Чеснокову).
2. Некоторые способы разучивания произведения с вокальным ансамблем:
— пение но нотам, адаптация к ансамблевой партитуре каждого поющего в ансамбле;
— работа над унисоном, мелодическая «речитация»;
— индивидуальный опрос поющих;
— исполнение произведения без дирижера.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Багадуров В. «Вокальное воспитание детей» М., 1980.
2. Чесноков П. «Хор и управление им» М., 1968.
3. Птица Кл. «Работа с детским хором» М.,1981.
4. Апраксина О. «Методика развития детского голоса» М.,1983.
5. Соколов В. «Средства художественной выразительности. Работа с хором»
М., 1983.
6. Балашов В. «Поэтическое слово и вокальная интонация»// Работа в хоре
М., 1977.
7. Аванесов Р. «Русское литературное произношение» М.1994.
8. Дмитриев Л. «Основа вокальной методики» М., 2000.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.