Программа «Обучение через движение»

Программа «Обучение через движение»

Автор: Воронина Диана Ташбулатовна
Учитель начальных классов, высшей категории
МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 15
г. Новотроицка Оренбургской области»

Введение

Состояние здоровья детей в большинстве регионов России расценивается
специалистами как неблагоприятное. Особенно тревожным в этом отношении считается период обучения в школе, когда число здоровых детей уменьшается в четыре раза, а к концу одиннадцатому классу их количество не превышает 10%.
Сегодня общепризнанным фактором влияния на физическое и психическое здоровье является система образования. Школа призвана давать детям не только предметные знания, но и формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни.
Как связаны между собой понятия «образование» и «здоровье»?
Можно ли представить образование ребенка как процесс, отстраненный от его телесных ощущений, эмоциональных переживаний, опыта коммуникаций? Конечно, нет.
Поэтому назрела проблема разработки программы «Обучение через движение». Особо значима роль педагога в формировании здорового образа жизни учащихся. Учителю необходимы знания и в области валеологии – науки о здоровье. Хотя раньше, более или менее, на этот вопрос обращали внимание медики, учителя физкультуры, на уроках естествознания, но шла простая трансляция тех или иных знаний о собственной безопасности, использовался метод запугивания: «Не делай этого, а то заболеешь или умрешь». Такой подход, по данным многих психологов, низкоэффективен: информация либо быстро забывается, либо становится источником неврастенических реакций. Предметы, которые более близки по созданию условий для реализации вопросов здоровья: физическая культура, ОБЖ, естествознание, технология, ритмика, факультативные занятия по валеологии на современном этапе часто не отвечают требованиям, заложенным в программах данных курсов.
Все эти причины послужили толчком для обращения внимания на проблему познавательной и двигательной активности. Такой подход, является более эффективным, поскольку дает возможность сформировать у учеников школы целостное представление о здоровом образе жизни, необходимости укрепления своего здоровья и здоровья окружающих, в целом повышает внимание к личности каждого ребенка. Так же можно поставить дополнительные задачи на самопознание через чувство и образ: научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира, методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье. Почему?
В результате обучения в начальной школе ребенок развивается в основном интеллектуально, полученные знания и умения нередко имеют отчужденный характер, т.к к самому ребенку не имеют никакого отношения. Необходимо научить ребенка знать и понимать самого себя, свои возможности.
В большей своей части современные дети погружены в компьютерные игры, в виртуальный мир. В них отсутствует «аккордная мышечная радость». Технический прогресс — не выходя из дома можно по телефону с другом поговорить, вместо игр на стадионе; мусор вынести до мусоропровода, который находится на площадке; около дома работают магазины, далеко ходить не надо; и так далее.
Сравним деревья в обычном лесу и те, что посажены и выращены в тепличных условиях. Первые выживают в сильнейшие морозы и ветер. А вторые, стоит их вынести
из помещения, погибают даже от небольших перепадов температур. Тоже происходит и с детьми. Если ученик большую часть времени поводит в школе, дома, стоит ему слегка замерзнуть — он сваливается с температурой. Более того, уже в раннем возрасте ребенок с ослабленным иммунитетом болезненно реагирует на магнитные бури, ветер, перемены погоды, а значит и его настроение изменчиво.
Улучшение социальной и бытовой сферы как бы ухудшают развитие физическое; люди ведут малоподвижный образ жизни.

Пояснительная записка.

При всей многогранности подходов к сбережению и укреплению здоровья школьников (питание, экология, психология, гигиена и т.д.) на первое место выходит всё же фактор двигательной активности.
Программа «Обучение через движение» разработана для учителей начальных классов.
Актуальность данной программы вызвана необходимостью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, его результативности за счёт комплексного использования двигательных упражнений
Основа программы направлена на реорганизацию классического построения учебно-познавательного процесса, что является основным принципом расширения двигательной активности на академическом уроке за счёт дидактических приёмов моделирования познавательной активности ученика.
Применяются смены динамических поз, упражнения с сигнальными метками, приёма работы в режиме меняющихся зрительных горизонтов, проведение утренней гимнастики на массажных ковриках без обуви, что способствует предупреждению плоскостопия, приливу крови ко всем органам, а значит и активизации мыслительных процессов, за урок проводится несколько физминуток, минуты берегущие здоровье, подвижные игры на свежем воздухе, час здоровья.
Использование подвижного способа обучения позволяет предотвратить развитие искривлений позвоночника, возникновение плоскостопия, варикозного расширения вен, проводить профилактику близорукости во время учебного процесса, повысить общую сопротивляемость организма к заболеваниям.
С целью снятия нагрузки с глаз использует офтальмотренажеры, расположенные на стене. Они способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, сердечно- сосудистой системы, снятию напряжения.
Изучая причины ухудшения здоровья детей, пришла к выводу, что здоровье- категория педагогическая, а именно, начальная школа представляет в этом плане большую опасность для ребёнка. Поэтому все учителя начальных классов применяют и используют в учебно- воспитательном процессе здоровьесберегающие технологии.
Программа, включает упражнения и мероприятия, несущие в себе здоровьесберегающую направленность.
Во все уроки должен был быть включен материал по формированию санитарно – гигиенических навыков, здоровому образу жизни.

Ожидаемые результаты

Программа «Обучение через движение»:

повысит уровень эмоциональной устойчивости;

предотвратит депрессивное состояние,засиженность и утомление;

укрепит общий иммунитет;

улучшит общефизическое состояние учащихся;

заложит основы формирования здорового гармоничного развития личности;

ускорит восприятие школьниками учебного материала;

позволит стабилизировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Содержание программы
В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности учащихся в движениях. Для реализации этой потребности учащиеся должны активно двигаться в течение дня не менее 2 часов. Такой объём двигательной активности складывается из участия в комплексе мероприятий каждого дня:

Гимнастика до уроков. Она способствует вхождению детей в работу. Длительность гимнастики -5-7 минут. Ребята стоят на массажных ковриках без обуви, что способствует предупреждению плоскостопия, приливу крови ко всем органам, а, значит, и активизации мыслительных процессов.
Для младших школьников после 25 минут занятий рекомендуется перерыв на 3-5 минут.
В 1 классе в течение 35-40 минут должно быть проведено 3-4 оздоровительных паузы.

В ходе каждого урока следует проводить 3 физкультминутки. (Приложение). Следует их проводить через 15-17 минут от начала урока и за 10 минут до его конца детям требуется обязательное переключение внимания, снятия усталости, напряжения.

Динамические перемены. В идеале она длится 20 минут. Во время перемены организуются подвижные игры. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

Уроки здоровья проводятся 1 раз в неделю на основе разработок, приведенных в книге Е.Н. Обуховой «135 уроков здоровья для 1-4 классов».

Проводить на каждом уроке гимнастику для глаз

На вытянутой руке находится карандаш. По широкой амплитуде карандаш многократно следует передвигать вправо – влево, вверх – вниз. Неотрывно за движением следят глаза.
Следует упражнять глаза во вращении. Придумав незатейливый сюжет в движении по небосклону солнышка, имитация глазным яблоком этого движения как открыв глаза, так и опустив веки.
Под спокойную музыку делаются упражнения на расслабление мышц, затем на напряжение, при этом веки закрыты.
Обзор глазами точек с предметом располагающихся в пространстве вертикально, горизонтально, наискось.

Следующие упражнения способствуют так же релаксации мышц кистей рук и глаз. Ладони потереть друг о друга, пока не станут теплыми.
1. Под ладонями смыкать и размыкать веки.
2. Расслабляются брови, веки, глазные яблоки.
3. Теплыми пальцами массажируются мышцы около глаз, надбровные дуги.
4. На доске приклеены кружки разных цветов в любом порядке в виде зигзага, вертикально, горизонтально. Учитель может называть цвет, дети глазами ищут, может показать указкой. Вместо кружков, могут буквы: слагаются слова, числа (с числами провести устный счет); картинки (составляются предложения тексты),пирамидки. Все зависит от фантазии учителя.
Движения зрачков влево-вправо, вверх-вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз(эти упражнения приносят успокоение. засыпание).
И.П. — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.
И.П. — сидя, руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.
Сделать метку на окне (приклеить небольшой кусочек бумаги). Попеременно смотреть вдаль мимо метки, затем зафиксировать взгляд на метке. Это упражнение выполняется в течение 3-5 минут через каждый час.
Глазки – влево,
Глазки – вправо,
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Глазкам надо упражняться.
Это вовсе не каприз.
Использование зрительных тренажеров, которые являются обязательными для снятия напряжения с мышц глаз. Отдых для глаз уместен после длительного чтения или письма, т.е. использовать тренажер необходимо на любом уроке.
Упражнения на релаксацию мышц всего организма.
Так как релакс – аутогенная терапия, она снимает физическое утомление, а также предупреждает агрессивность и неадекватное поведение у учащихся. Под воздействием релаксации появляется приятное ощущение истомы, легкости. Такие упражнения можно проводить как в начале урока, так и в конце.

Напряженье улетело...
И расслаблено все тело,
И расслаблено все тело...
Будто мы лежим на травке...
На зеленой мягкой травке...
Греет солнышко сейчас...
Руки теплые у нас...
Дышится легко...ровно...глубоко...
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется...
Нам понятно, что такое
Состояние покоя!

«Волшебные свойства улыбки»- это упражнение выполняется каждое утро перед зеркалом. Нужно вспомнить что-либо приятное, что поможет придать лицу приветливое выражение
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя по утру из ворот
Понимаешь у каждого в жизни
Предостаточно будет забот,
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Одним из условно-рефлекторных видов мышечной деятельности организма человека является навык правильной осанки.

Осанка – это приобретенное человеком в процессе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и в движении. Причин изменения осанки много, но одна из них – нарушение двигательного режима.
Есть специальные упражнения, которые снимают статистическое напряжение с позвоночника, улучшают кровоснабжение в позвоночнике, снимают спазм сосудов, питающих позвоночник.

Эти упражнения проводятся на третьем уроке:
1. Поза дерева. Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойно вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Удержать позу 15 – 20 секунд.
2. Поза скручивания. Сесть на стул боком. Ноги вместе, бедро прижато к спинке. Правой рукой следует держаться за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. То же движение, но в другую сторону.
3. «Медвежьи покачивания». Качаться из стороны в сторону, подражая медведю.
4. Балансировка. Ребята балансируют с газетой в положении стоя. При этом: держат газету на вытянутых руках; на голове; на плечах; на затылке.

5. Японская школа. Учащиеся стоят возле парт. В начале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом. Затем наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом. После выполнения наклонов, по команде учителя , ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон и пожать руку, следующий ученик повторяет то же самое и т.д. Упражнение выполняется в быстром темпе, без шума, четко и слаженно.

6. «Зеркало». Учащиеся копируют движения, которые показывает учитель. Учитель играет роль зеркала, в которые смотрят учащиеся. Они должны:
Замереть на месте;
Повернуться вправо, влево;
Постоять на пальчиках;
Постоять на пальчиках с закрытыми глазами;
Постоять на пальчиках и поморгать глазами;
Покивать головой (соглашение или не соглашение)
Постоять, обнимая себя за шею то левой, то правой рукой.
Дыхательные упражнения. Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний поражения дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.

1. «Зал вздохов»
С силой выдохнуть воздух коротко, долго, с силой, слабо.
Дышать коротко, отрывисто вдох долгий выдох.
2. «Ветер и ветерок».
Перышко или легкая бумага привязана на карандаш. Короткий вздох (носом) – длинный, выдох (ртом).
Сначала легкий ветерок, затем сильный ветер.
3. «Щеки – воздушные шары».
Надуваем щеки как шарик, вдыхаем воздух носом, а выдыхаем с закрытым ртом, раздувая щеки.
4. «Насосик».
Дети ставят руки на пояс. Делают легкий вдох и выдох. Затем слегка приседают – вдох, выпрямляются – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох – длительнее.
Звуковая дыхательная гимнастика.
А – а – а! Ту – ту – ту! Пых – пых – пых!
Сила голоса и протяженность
А – а – а – а – а – а и т.д...
Используемые на уроках скороговорки, попевки, стихи – миниатюры, упражнения двигательного характера, сопровождающиеся рифмованными строками, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статистическую позу у учащихся, эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физпаузами, высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволяют развивать слуховую память, а также отодвигают утомление и дают возможность избежать переутомления.

Организация обучения в режиме динамических поз (с использованием конторок): чередование сидения, стояния и передвижения по классу. Вести урок не только, стоя у доски классной комнаты, т.е. перед учениками. Учитель может находиться в любой части класса, а ученики вынуждены поворачиваться вслед за учителем, вращать головой, глазами, туловищем.

Уроки проводятся в режиме движения наглядного материала, постоянного зрительного поиска. На уроке чтения хорошо использовать переносные наборные полотна, чтобы дети читали текст в движении, неся его на вытянутой руке(режим ближнего зрения). Режим дальнего зрения представляет вторую, более высокую степень овладения. На лист ватмана переносится текст стихотворения, разделенный на слоги с помощью плакатного пера, вывешивается на доску. Ученик становится на максимально возможном расстоянии от текста и вначале медленно, а затем быстрее начинает к нему приближаться, произнося каждый слог строго под шаг. Это способствует сохранению зрения, наращиванию темпа чтения.
На уроках письма и русского языка использовать упражнения, направленные на работу кистей и пальцев рук. (Приложение) Их можно проводить с использованием разных предметов: грецкие орехи, деревянные палочки, спички, очищенные от серы. Эти упражнения снижают психическое напряжение, снимают утомляемость.

На любом уроке можно применять сенсорно-моторный тренаж. По команде учителя(1,2,3,4...1,2,3,4...) дети фиксируют взгляд поочередно на соответствующей данной цифре картинке. Продолжительность фиксации одной цифры(изображения) — 0,5 секунды. Постепенно это время сокращается. Учащиеся должны не только «пробежать» глазами по картинкам, а успеть осознанно, увидеть сюжеты. Порядок счета через 30 секунд меняется на противоположный: 4,3,2 Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний поражения дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать,1...Счет может задаваться и в случайной последовательности: 1,4,,2,3 и т.д.Сенсорные тренажи выполняют в позе свободного стояния. Каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах. В процессе такого поиска дети делают одновременные движения головой, глазами, туловищем.

Учащийся должен знать:
важность физических упражнений для укрепления здоровья;
роль движения (подвижные игры, физкультминутки, физкультпаузы) в укреплении здоровья;
правила гигиены слуха и зрения;
важность правильной осанки для здоровья;
упражнения, предотвращающие утомление глаз;
значение двигательной активности для человека.

Учащийся должен уметь:
сохранять правильное положение тела и частей тела при учебной деятельности, при работе и движении;
вырабатывать позитивный эмоциональный настрой к школьной жизни;
выполнять простейшие упражнения для профилактики утомления глаз;
различать способы дыхания и вырабатывать привычку правильно дышать;
поддерживать правильную осанку;
делать утреннюю зарядку;
проводить физминутки(3-4 кл).

Программа предназначена для учителей начальных классов использующих здоровьесберегающие технологии.

Составитель: Воронина Диана Ташбулатовна

Программа обсуждена на заседании МО учителей начальных классов

от 2010г., протокол №1

Руководитель МО /д.Т.Воронина /

Согласована с заместителем директора по УВР /Н.И.Орищенко/

Программа утверждена на заседании Методического Совета школы

Протокол №2 от 15.10.07

Председатель Методического Совета /Н.И.Орищенко/

Двигательные упражнения будут способствовать решению коррекционных задач для различных мышечных групп, снятию физического утомления, а также предупреждению агрессивности и неадекватного поведения у учащихся.
Дыхательные упражнения повышают возбудимость коры больших полушарий мозга, активизируют детей на уроке,
Физкультминутки способствуют снятию утомления, обеспечивают активный отдых и повышают умственную работоспособность
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер
Для родителей я провожу различные лектории о здоровье детей.
Основными задачами педагога являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий. Каждый урок должен быть приятным для ребёнка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь “Не навреди”.
С помощью разнообразных по содержанию подвижных игр, физических упражнений, оптимально дозированных физических нагрузок можно успешно воздействовать на биологическую природу ребёнка, укреплять его здоровье.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Ведь если в режиме учебного процесса не учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели, то это ведёт к развитию ранней усталости, утомления и переутомления, уменьшает эффективность урока и увеличивает время на приготовление домашних заданий.
Я в своём классе стараюсь составлять расписание уроков с учётом работоспособности детей и трудности предметов. При составлении расписания уроков следую шкале трудности предметов для младших школьников. Стараюсь соблюдать двигательный режим своих школьников на уроках и перемене. А специально организованная двигательная активность, оказывает положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость в школе.
О благоприятном завершении этапа младшего школьного возраста можно говорить тогда, когда при окончании начальной школы ребёнок: хочет учиться, может (умеет) учиться, верит в свои силы, ему хорошо, интересно, комфортно в школе (во всяком случае, он идёт туда не со страхом и отвращением.)

«Здоровая школа – это неравнодушное сообщество людей, заботящееся о здоровье всех своих членов»
В своей педагогической практике провожу активно идей здоровьесбережения:
1. проявляю заботу о благополучия организма и психики каждого школьника;
2. внедряю в учебный процесс элементы здоровьесберегающих технологий доктора медицинских наук Базарного В.Ф.;
3. придаю равное значение содержанию обучения, а также процессу познания и практике («Школа – 2100» на основе использования здоровьесберегающих технологий);
4. провожу на каждом уроке гимнастику для глаз, на третьем уроке – для осанки, на четвертом – для снятия умственного напряжения;
5. применяю на каждом уроке схемы универсальных символов (СУС) для снятия психомоторного напряжения; коврики здоровья, на которые дети встают при устных ответах;
6. использую в кабинете настольные конторки для смены динамических поз;
7. обеспечиваю оптимальную двигательную активность учащихся (ежедневный динамический час на свежем воздухе после 2-го или 3-го урока за счет ГПД, утренняя зарядка, три часа физической культуры, подвижные игры на переменах и другое);
8. защищаю психофизическое благополучие учащихся во время их пребывания в школе (демократический стиль преподавания; индивидуальный подход к учащимся, преимущественно воспитательных технологий без ущерба обучающих, технологии, дающие учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья);
9. представляю ряд стимулирующих возможностей для учащихся с целью привлечения в процесс учения без принуждения и интересного досуга;
10. реализую гигиенические требования в организации образовательного процесса при поддержке администрации школа и родителей (замена люминесцентного освещения на ламповое, современная школьная мебель, соответствующая росту учащихся и многое другое);
11. обеспечиваю осознанное участие детей и родителей в работе по укреплению здоровья:
• еженедельные уроки здоровья;
• ежемесячные Дни здоровья;
12. учитываю, что школьная служба питания играет важную роль в укреплении здоровья всех субъектов образовательного процесса;
13. обеспечиваю предоставление сотрудникам и родителям возможности для участия в мероприятиях по курсу ЗОЖ и укреплению здоровья на долгие годы:
• конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»;
• «Президентские состязания»;
• лекции, собрания, памятки для родителей, индивидуальная работа психолога в рамках программы «Жизненный путь»;
14. уделяю особое внимание эффективному взаимодействию школы, семьи и общества (планы ОУ по межведомственному взаимодействию);
15. обеспечиваю выделение в курсах по основным предметам специального времени на курс ЗОЖ (ознакомление с окружающим миром, природоведение, чтение, математика, история, физическая культура, ИЗО);
16. принимаю необходимость организации правильного питания (все дети класса ежедневно получают горячее питание, а в группе продленного дня дополнительный обед из трех блюд);
17. обеспечиваю повышение уровня культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
18. развиваю у себя личностные качества, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.)
19. обеспечиваю серьезное восприятие признаков стресса у учащихся и принятие активных шагов по предоставлению помощи, снижения стресса и нивелирования негативных факторов;
20. осуществляю мониторинг учебных, личностных достижений и состояния здоровья учащихся:
• «Портфолио» учащихся;

Сначала следует рассказать о тех упражнениях, которые помогали настраивать ребят на учебную деятельность, несущие в себя здоровьесберегающую направленность.
Зрение – 90 % получаемой информации падает на орган зрения – глаза. Согласно проведенному исследованию, 43 % современных школьников имеют отклонения в состоянии зрительного аппарата. Дефициты движения пагубно отражаются на функции глаза. Одна из главных причин такого роста нарушений — в недостаточной тренированности, что ведет к быстрой утомляемости глаза. Мысли и движение так же неразрывно связаны, как зрение и движение.
Упражнения, которые я использовала на уроках во время физпауз способствовали решению коррекционных задач для различных мышечных групп.
Упражнения на релаксацию мышц глаз, лица, век. Так как релакс – аутогенная терапия, она снимает физическое утомление, а также предупреждает агрессивность и неадекватное поведение у учащихся.
Под спокойную музыку делаются упражнения на расслабление мышц, затем на напряжение, при этом веки закрыты.
Обзор глазами точек с предметом располагающихся в пространстве вертикально, горизонтально, наискось.

Следующие упражнения способствуют так же релаксации мышц кистей рук и глаз. Ладони потереть друг о друга, пока не станут теплыми.
1. Под ладонями смыкать и размыкать веки.
2. Расслабляются брови, веки, глазные яблоки.
3. Теплыми пальцами массажируются мышцы около глаз, надбровные дуги.
4. На доске приклеены кружки разных цветов в любом порядке в виде зигзага, вертикально, горизонтально. Учитель может называть цвет, дети глазами ищут, может показать указкой.

Вместо кружков, могут буквы: слагаются слова, числа (с числами провести устный счет); картинки (составляются предложения тексты). Все зависит от фантазии учителя.
Эти и многие другие упражнения можно прочитать в журнале «Физическая культура в школе» № 1 за 2002 год и использовать на любом уроке.

Физпауза, несущая воспитательный момент:
1.Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя по утру из ворот
Понимаешь у каждого в жизни
Предостаточно будет забот,
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

2. Например: На вытянутой руке находится карандаш. По широкой амплитуде карандаш многократно следует передвигать вправо – влево, вверх – вниз. Неотрывно за движением следят глаза.
Следует упражнять глаза во вращении. Придумав незатейливый сюжет в движении по небосклону солнышка, имитация глазным яблоком этого движения как открыв глаза, так и опустив веки.

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.