Методическая разработка занятия «Декоративные подсвечники» для обучающихся 8-12 лет

Методическая разработка занятия
«Декоративные подсвечники» для обучающихся 8-12 лет

Автор: Усачёва Ольга Алексеевна
Педагог дополнительного образования первой категории
МОУ ДОД «Дом детского творчества» город Заинск, Татарстан
Е-mail Дома детского творчества: [email protected]

Краткая аннотация

Данная методическая разработка занятия посвящена актуальной проблеме организации занятий художественного творчества детей и подростков
Практическая значимость разработки: предлагаемая работа сможет компенсировать недостаток специальной и методической литературы и оказать практическую помощь педагогам художественно-эстетического и технологического направлений. Созданные декоративные изделия несут в себе не только утилитарные качества, но и чисто декоративные, как предмет оформления интерьера.

Пояснительная записка

Сегодня проблема мастерства приобретает особое значение, так как наше время раскрывает неограниченные возможности для творческого проявления личности в любой сфере деятельности. Художник вырастает из детства. Поэтому очень важно раскрывать перед ребенком возможности и тайны художественного материала — в частности глины, для самореализации, шаг за шагом приближаясь к мастерству и самосовершенствованию в творчестве. Мастерство, как правило, формируется в большом упорном труде, при глубоком осмыслении того, что сделано в искусстве предшествующих времен.

Обучение приемам и навыкам традиционного художественного ремесла, изучение технологических приемов профессиональных художников и экспериментальная работа с материалами способствуют пробуждению у воспитанников интереса к творчеству народных мастеров, художественных промыслов, художников-профессионалов, к самостоятельному творчеству и развитию мастерства.

Занятия в студии декоративной лепки из глины «Город мастеров» влияют на развитие детей и подростков в целом — формирование эстетического отношения к искусству, развитие творческих способностей, воспитание бережного отношения к культурному наследию своего народа. Они расширяют сферу самостоятельной деятельности и способствуют формированию у обучающихся специальных технических навыков, а также им предоставляется возможность удовлетворить

отребности быть и считаться взрослым.
Занятия лепкой способствуют самоутверждению в процессе творческой деятельности. Предварительная работа по ознакомлению с историей искусства знакомит со скульптурой больших и малых форм, станковой скульптурой, изделиями народного творчества. Воспитанники усваивают огромный художественный опыт, накопленный человечеством в течение многих лет.
Лепка необходима для формирования у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста активных и самостоятельных форм деятельности. Ведущим в познании предметов мира искусства является в данном возрасте исследовательское отношение к предметам. Это исследовательское отношение, проявляется в познании точных, однозначных ответов о материальных свойствах тел — объем, фактура, плотность, форма. Это возможно тогда, когда в опыте учащегося имеются осязательный опыт и развитое зрительное восприятие.

Экологическое обоснование

Данные изделия выполнены из глины. Изделия – экологически безопасны и не оказывают вредного воздействия на человека и окружающую среду.

Дизайн-анализ

Декоративный подсвечник впишется в любой интерьер. Он одинаково красиво будет смотреться как на столе в гостиной, так и на кухонной полке.
Для изготовления изделия используется глина. Это – материал пластичный, несыпучий, что облегчает работу, приятный на ощупь.

Два мира есть у человека
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил
(Н. Заболоцкий)

Методическая разработка «Декоративные подсвечники»

Тема занятия: «Декоративные подсвечники» (слайд 4)

Скачать презентацию к уроку Декоративные подсвечники >>

Возраст: 8 — 14 лет
Цели: (слайд 5)
1. Сформировать представление о подсвечнике, связях его художественных, технологических, функциональных качеств. Учить видеть эстетику вещи: целостность, соразмерность частей, гармонию ее контуров в пластике.
2. Развивать творческое воображение и художественный вкус. Закреплять овладения приемами лепки в процессе работы с материалом – глиной.
3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, аккуратность в работе.

Зрительный ряд: Образцы или иллюстрации подсвечников из дерева, металла, керамики и т.д., подсвечники, изготовленные из глины в объединении.
Оборудование: Дидактический материал: иллюстративный материал, технологические карты к практической работе 2 варианта, персональный компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация «Декоративные подсвечники»

Материалы и инструменты: (слайд 6)
Глина, стеки, кисть беличья № 2, 3, подставка для изделия, поролоновая губка, емкость для воды, ткань х/б 40×40, фартук, нарукавники.
Задание: Вылепить подсвечник по одному из вариантов технологической карты (слайд 7)
Метод работы: частично-поисковый.
Форма: беседа, практическая работа (комбинированная).

План проведения занятия
1. Организационный момент.
2. Раскрытие новой темы в форме беседы с демонстрацией иллюстративного материала.
3. Работа с технологическими картами. Индивидуальный выбор варианта задания по технологической карте.
4. Физкультминутка, правила по ТБ.
5. Беседа с анализом образцов.
6. Практическая работа. Изготовление подсвечника из глины по одному из вариантов технологической карты.
7. Итог занятия: анализ проделанной работы, уборка рабочих мест.

Ход занятия

1. Организационный момент
Рабочее место должно быть хорошо освещено с левой стороны. Расстояние от глаз до изделия должно составлять не менее 35-40 см. каждый инструмент должен находиться на своём месте. Материал раскладывается на столе в количестве, необходимом для работы.

2. Раскрытие новой темы в форме беседы с демонстрацией иллюстративного материал (слайд 8)
Педагог: Подсвечники – это волшебное чудо живого огня в ваших руках. А вы задумывались когда-нибудь над тем, какую дорогу прошел подсвечник от обычного горящего огонька к современному произведению искусства? История подсвечника начиналась просто. Человеку всегда хотелось больше света вокруг себя — и он использовал для этого живой огонь. Горящую стихию, казалось бы, невозможная вещь, уместили в маленьком фитильке свечи. С этого и началась долгая дорога этой волшебной выдумки человечества.

В прошлые времена, когда человек не знал электричества, но умел добывать огонь, перед ним стояла задача сохранять огонь не только для тепла и приготовления пищи, но и для освещения своею жилища. (слайд 9)…Для того чтобы можно было переносить огонь, люди придумывали небольшие «ёмкости», «чашечки», а затем уже и «приборы» для сохранения огня. Приставку «под-» подсвечник приобрел относительно недавно, у наших предков он назывался «свечником» или «шандалом». По словарю Даля, у слова «шандал» татарские корни (от «шамдан» — свеча), и прижилось оно сначала в монастырях, а уже потом перебралось в свет. А французским словом «канделябр» в России называли большой, богато украшенный шандал для нескольких свечей.
Они изготавливались из разных материалов: глины, дерева, камня, мрамора, металла. Свет, рассеивающий тьму и изгоняющий вместе с нею инстинктивный страх, заключает в себе нечто волшебное. Для овладения светом человек испробовал самые разные материалы. Известны простые лампы, основным элементом которых является излучатель, но также и сложные формы, которые изготовлены с таким совершенством, что затмевают сам источник света.

Вернемся в древность, когда перед человеком стояла задача сохранить огонь не только для тепла и приготовления пищи, но и для освещения своего жилища. При раскопках древних культур встречаются сосуды с углем или пропитанной жиром древесной стружкой, а также факелы, которые являются уже самостоятельными ступенями в развитии осветительных приборов. Вскоре были изобретены более безопасные масленые лампы. Они появились в третьем тысячелетии до нашей эры в Египте. В VI веке до нашей эры в Греции изготовлялись уже лампы классической формы, соединявшие в себе красоту и пользу. В III веке до нашей эры здесь же возникла новая техника изготовления светильников. Глина, из которой делались лампы, оттискивалась в 2-х горизонтальных плоских формах, которые скреплялись друг с другом и украшались растительным орнаментом. Необычный взлет производства ламп произошел в древнем Риме. Здесь знали и настенники из ламп, которые на цепях подвешивались к стальному крюку, а также канделябры (7 — 6 в. до н.э.), самые древние из которых были найдены в этрусских гробницах. Античные канделябры делались из дерева, алебастра, мрамора, они имели вид многопрофильного членения стояка для свечей или сосуда с маслом и достигали размеров до 1,5 метров. Лишь в 3 веке они стали меньше и располагались на столе или на алтаре. В те времена использовались менее роскошные, имевшие скорее функциональный характер фонари. С закатом Рима исчезают помпезные осветительные приборы, их заменяют точеные деревянные подсвечники, источником освещения в которых снова стали жир и воск.
Подсвечник настольный осветительный прибор для восковой свечи. Формы и размеры подсвечников различны в зависимости от их назначения.

Подсвечники меняли формы и материалы, облачались в самые изысканные одежды резьбы и украшений, становились величественными или воздушно нежными. Но основным в подсвечниках оставался живой огонь и его животворный свет.

Небольшие, низкие, с широким поддоном-блюдцем (для предохранения от капающего воска) подсвечники с ручками, прикреплёнными к ним, служили как переносные. Высокие массивные подсвечники (большей частью парные) ставились на письменном и обеденном столах; более лёгкие и меньшего размера — на туалетном столике. Для удобства очистки подсвечника, его круглая часть с углублением в виде блюдечка, куда вставляется свеча чаще делается съёмной. Она называется профиткой.

Прошло время, и научный прогресс залил улицы городов и поселков электрическим светом, более светлым и ярким. Казалось бы, подсвечники потеряли свою значимость в современном мире светомузыки. Но, о чудо! Теперь мы смогли по-другому взглянуть на сказочную красоту и важность подсвечника. Перестав теряться в пространствах обыденности, подсвечники вышли на первые полосы романтических представлений, неся в своем прекрасном нутре маленькое горящее сердце. А мистика огня очаровала даже наиболее рациональные умы. Именно благодаря подсвечнику, мы, находясь в сердце мегаполиса, можем на некоторое время вернуться в лоно природы и почувствовать мистическую связь с духом огня.

Подсвечники за долгое время истории очень сильно изменили свой внешний вид. Не последнюю роль в этом сыграли материалы, из которых они сделаны. Бывают разные виды подсвечников: кованые, из керамики, соляные, из стекла, подсвечники на одну или две свечи или канделябры (для нескольких свечей), ажурные или совсем простые и др.

Кованые (металлические) подсвечники (слайд 10) (Приложение1 иллюстрации) выполняются различными техниками: пайка, сварка, горячая ковка, что существенно влияет на их внешний вид и цену. В связи с этим, кованые подсвечники могут быть как ювелирными и утонченными, так и массивными, и величественными.

Кованые подсвечники могут служить подставкой как для одной свечи, так и для многих, даже сотни. Тут их преимущество среди широкого выбора других подсвечников. Кроме того, металл является очень пластичным материалом, который способен воплотить в форму самые изощренные фантазии. Поэтому кованые подсвечники с одинаковым успехом создают романтически-рабочую атмосферу и настраивают на духовный лад, как это делают церковные подсвечники. Кованые подсвечники используют для дополнения стилистики интерьера, для наполнения жилья уютом и теплом. Именно кованые подсвечники являются неотъемлемыми деталями каминных наборов, интерьеров в классическом и энто стилях.

Отдельной категорией можно выделить керамические подсвечники, которые подходят и для проведения торжественных праздников, и для создания уюта в вашем доме.
Деревянные подсвечники (слайд 11) — деревянный подсвечник может представлять собой образец художественной ручной резьбы, а может быть выточен на токарном станке. Очень часто подобные подсвечники изготовляют, беря за основу различные природные материалы: корни, ветки, тонкие стволы деревьев. Дерево перестало быть материалом, противопоказанным для производства подсвечников, ведь его теперь можно обработать огнестойким лаком. Но для свечки все равно необходимо металлическое гнездо.

Керамические подсвечники (слайд 12) — это веяние истории и традиций в семье. Керамика — материал, который приближает нас к Матушке Природе. Керамические подсвечники объединяют в себе четыре стихии — Землю, Воду, Огонь и Воздух: замешанная на воде глина выжигается в пламени и закаляется дымом.

Керамические подсвечники служат подставкой от одной до пяти, в редких случаях большему, количеству свечей. Они бывают маленькими и большими, строгими без украшений и украшенными классическими или альтернативными узорами.

Существуют ещё светильники, имеющие другое название и назначение; это — курильница — сосуд для сжигания ароматов в помещении или вне его. Курильницы бывают различной формы с прорезями в верхней части для выхода благовонного дыма. Они обычно ставятся на подносик или подставку в виде жаровни с деревянной ручкой (показ иллюстраций). Существуют культовые осветительные приборы: это дикнрий или трикирий двухсвечник или трехсвечинк для ношения в руках при службах высшего духовенства. Кадило — подвесная лампада большого размера. Лампада -сосуд, в котором зажигают масло или свечи перед иконами. Преимущественно это подвесной сосуд на цепях, носящий название «коптильник». Иногда лампады бывают на подставках или прикрепляются к иконам или на кронштейнах. В XVIH- .XIX вв. лампады часто делали ажурными, и в них наливалось масло. Менора (вер. светильник), минора — в древнееврейском иудаистском искусстве металлический подсвечник с семью глиняными или стеклянными лампадами. Минора это один из главных и часто изображаемых иудейских символов. Форма минора восходит к описанному в библии семисвечнику. Пасхальный подсвечник — для ношения в руке священником во время пасхальной службы. С тремя изогнутыми свешниками. на рукоятки согнутой под прямым углом. Иногда в рукоятке делалось углубление, в которое вставлялся крест (показ наглядного материала). Обычно подсвечники изготавливаются вручную или механизированным способом. От выбора материала и техники выполнения зависит форма и характер деталей изделия. Например, глиняный подсвечник может представлять собой образец художественной ручной работы, или может быть выточен на специальном гипсомодельном станке, а затем уже применяем для отливки. Мастер-художник, делающий подсвечник из дерева очень часто может брать за основу природные формы, например, корни ветки, тонкие стволы деревьев (показ иллюстраций). Из глины нельзя сделать такой же подсвечник как из металла. Здесь невозможны тонкие, высокие части, затейливые воздушные завитки и пр. Глиняное изделие неизбежно будет более массивным монолитным (показ иллюстрации). С учётом этих особенностей материала — глины на этом занятии нужно слепить из глины один из предлагаемых подсвечников.

При выполнении этой работы необходимо учесть все закономерности, которые свойственны предметам этого рода, соблюдать последовательность выполнения задания:
Форма подсвечника (слайд 13)
Углубление для свечи.
Подставка для устойчивости формы.
Поддон для капающего воска.
Пластическое решение формы: подсвечника.
Декорирование подсвечника.

На доске вывешиваются варианты технологических карт. (Приложение 2 технологические карты) Учащиеся индивидуально выбирают вариант подсвечника. Перед самостоятельной практической работой проводится анализ конструирования подсвечника из простейших геометрических фигур: шар, цилиндр, конус. Подчеркивается: как важно расположить эти формы в интересном сочетании, придать им движение за счет изгибов, поворотов деталей и определённого расположе¬ния больших и малых объёмов.
3. Работа с технологическими картами
Педагог: Ребята, вы сейчас должны выбрать вариант подсвечника по технологической карте, которую вы будете выполнять.
4. Проведение физкультминутки. Правила по ТБ
5. Беседа с анализом образцов
Педагог: Рассмотрите внимательно подсвечник. На сколько частей надо будет разделить глину?
 — Для какой части кусочек должен быть больше, для какой меньше?
 — Можно слепить каждую часть отдельно. У подсвечника должно быть гнёздышко – место, куда будет вставляться свечка.
Задание: Самостоятельно выполнить в материале глина один из предложенных вариантов подсвечников, с помощью технологической карты, используя в работе различные способы лепки и декорирования изделий.

6. Практическая работа
Последовательность изготовления подсвечника (слайд 14)
1. Подготовь глиняную массу. Масса должна быть однородной, мягкой и пластичной. Глиняную массу прессуем, чтобы из нее вышел воздух.
2. Отделяем от основного куска часть. Придаем нужную форму.
3. Из раскатанного пласта глины вырезаем мелкие детали.
4. Соедини детали, предварительно смочив место соединения водой.
5. Декорирование игрушки, если нужно сделать надрезы и т.д.

Выполнение задания (слайд 15, 16, 17) Использовать индивидуальный подход к учащимся. Добиваться самостоятельного решения проблем возникающих во время конструирования изделия, соединения элементов в целое, декорирования изделия и чистовой обработки изделия.

7. Итог занятия
В заключение занятия учащиеся должны убрать своё рабочее место, сдать свои работы преподавателю, который должен провести анализ выполненной работы каждого ученика, учитывая достоинства и недоработки выполненного задания.
Анализ творческих работ проводится по следующим критериям, где учитывается:
1. Выбор формы подсвечника: соразмерность и несоразмерность частей подсвечника.
2. Самостоятельность выбора варианта подсвечника.
3. Аккуратность выполнения задания.
4. Законченность выполнения задания.
5. Проявление инициативы в творческом решении композиции.
6. Использование в лепке различных приемов формообразования.
7. Качественное соединение элементов изделия

После анализа, проводится выставка готовых изделий
(Приложение 3Готовые изделия)
В качестве закрепления изученного материала педагог проводит опрос детей. (слайд 18) (Приложение 4 Контрольные вопросы)

Список литературы (слайд 20)

1. Акунова Л.Ф. Крапивин В.А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий / Л.Ф.Акунова. — М: Высшая школа, 1984.
2. Богуславская И.Я. Творческие проблемы современных народных ху дожественных промыслов. Сб. статей /И.Я.Богуславская. -Л.: Художник РСФСР, 1981.¬
3. Декоративно-прикладное искусство. Частные собрания Санкт-Петербурга. — М.: Центр «Майолика», ЗАО «Интербук-бизнес»,1998.
4. Долорс Р. Энциклопедия керамики / Р.Долорс. — М.: ACT, 2003.
5. Латипов И.Г. Декоративный подсвечник // школа и производство № 6 , 2003г.

Скачать презентацию к уроку Декоративные подсвечники >>

Приложение 1
Иллюстративный материал к теме «Декоративные подсвечники»

Приложение 2

Эскиз дизайн-проекта для украшения интерьера
Технологическая карта 1
(примеры моделирования подсвечников)

Технологическая карта 2

Технологическая карта подсвечник — «Птица»
1. Кусок глины
2. Кусок глины, сформованный е «морковку» — голова, туловище птицы
3. «Морковка», преобразованная в птицу
4. Хвост птицы
5. Форма птицы с хвостом
6. Налепные элементы для моделирования крыльев и хохолка
7. Налепные элементы для лепки глаз
8. Заготовка формы профитки под свечу
8а. Профитка
9. Заготовка подставки под профитку
9а. Подставка под профитку
10.Подсвечник «Птица»

Приложение 3
Готовые изделия

Приложение 4
Контрольные вопросы по теме «Подсвечники»

1. Что такое подсвечник?
(Подсвечник — осветительный прибор для восковой свечи).

2. Какие виды подсвечников вы знаете?
(Канделябр, дикирий, трикирий, меиора-семисеечник. пасхальный под-саечник, бытовой подсвечник, церковный).

3. Из каких материалов выполняются подсвечники?
(Глина, алебастр, мрамор, стекло, металл, поделочные камни и др.).

4. Какие осветительные приборы являются самыми древними?
(Факел, сосуд с углем или древесной стружкой, пропитанной жирам).

5. Какое самое главное требование предъявляется к глине для работы с ней?
(Ее пластичность).

6. Какой самый простой способ лепки «Чашечки»?
(Лепка из целого куска. С помощью вдавливания пальцев в глину можно получить форму « Чашечки»)

7. Как можно предотвратить высыхание глины и пальцев во время работы?
(Использовать сырую тряпочку для вытирания ладоней и укрытия глины).

8. Как называется инструмент, с помощью которого наносится скульптурный декор на изделие?
(Стека).

9. Какой приём в лепке из глины используется при соединении различных элементов и деталей между собой?
( Во время лепки при соединении между собой различных элементов композиции можно использовать «примазывание» с помощью шликера – полужидкой массы глины, которая наносится на склеиваемые части изделия с помощью стеки или кисти).

Оставьте комментарий

🎁 Вам подарок

Telegram-канал с аудиосказками, под которые дети засыпают за 5 минут.

Для посетителей сайта канал бесплатный!

Перейти на канал ->

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.